Шапка сайта
news list
29.05.2015

Российский рынок нефтепродуктов. Ежедневный обзор. 29 мая 2015 г.

news content

Не хотелось ввязываться в обсуждение темы контрафактного топлива, но объём комментариев обязывает дать разъяснения.

Напомню, на ежегодной прямой линии с президентом России одна из участниц пожаловалась на плохое качество топлива, из-за которого пришлось ремонтировать авто. Казалось бы, один из тысяч далеко не самых актуальных вопросов, заданных президенту, но именно этот вопрос модераторы встречи внесли в реестр вопросов. Президент, естественно, осудил порочную практику на розничном рынке, дал поручения правительству и Генпрокуратуре проверить качество топлива. И понеслось. Сотрудники Росстандарта начали проверять АЗС и нефтебазы, а информационное поле запестрило заголовками - "каждая пятая АЗС обманывает покупателя", объём нелегального топлива достигает 10 миллионов тонн, судовое маловязкое топливо продают под видом товарного дизеля, объёмы контрафакта возросли с 3,5 в 2011 году до 12 млн. тонн в 2014 году. Чиновники предлагают ужесточить наказание. Обсуждается введение оборотного штрафа, закрытие АЗС на срок до полугода, см.

А ведь вопрос не то чтобы надуманный, а искусственно раздут. Из ничего. Понятно, что это политический заказ, понятно, что контроль необходим. Но за годы формирования розничного рынка антимонопольной службой (ФАС) совместно с другими регуляторами рынка созданы защитные эффективные барьеры от бодяги. В каждом регионе в той или иной пропорции присутствуют АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК). Любой автовладелец может выбрать для себя АЗС из сети ВИНК или независимых АСЗ. И каждый из них осознает степень риска получить в бак некачественное топливо. На ВИНКах она отсутствует, на независимых, тем более мало известных брендов, риск присутствует более чем. Обычно бодяжное топливо отличается от качественного ценой. Чем ниже цена, тем выше риск. Таксисты часто идут на него. Для них цена бензина в структуре затрат выше, чем ремонты. Знакомый таксист так объяснил свою позицию - три года откатаюсь и машину столкну в овраг. Куплю новую. Цена на бензин для меня имеет решающее значение.

Качество на АЗС ВИНК гарантируется острой конкуренцией между ВИНКами. Служба контроля за качеством и недоливами внутри ВИНК жёстче, чем любое государственное ведомство. Отсюда вывод - нужно развивать конкуренцию на рынке нефтепродуктов, а не администрировать штрафами, проверками, ужесточением наказаний.

Участники рынка предлагают бороться с контрафактом введением акциза на судовое маловязкое топливо (СМТ). Мол, акцизом выровняем цену СМТ с ценой товарного дизеля, а судоходным компаниям предоставим налоговый вычет. Такой опыт уже пройден. Он неэффективен. С 2013 года на эрзац-дизель под названием "печное топливо» был введён акциз 5860 р/тн. Такой же по весомости, как и на дизель третьего экологического класса. И что же? - производители переименовали эрзац под названием «печное топливо» в эрзац под названием СМТ. Именно поэтому возросли объёмы производства СМТ чуть ли не в четыре раза. Можно ввести акциз на СМТ и его, допускаю, введут. Но опять мимо цели. Производители придумают новое название. Замкнётся второй цикл борьбы с контрафактом. Начнётся третий.

Проверяя данные об отгрузках эрзац-топлива по архиву МПС обратил внимание, что эрзац прячется под наименованиями: «НЕФТЕПРОДУКТЫ СВЕТЛЫЕ, НЕ ПОИМЕНОВАННЫЕ В АЛФАВИТЕ», «ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ, НЕ ПОИМЕНОВАННОЕ В АЛФАВИТЕ», «ГАЗОЙЛЬ», «ИЛТОРНОЕ ТОПЛИВО».

«Топливо не поименованное в алфавите» - это что? По сути - эрзац, а по грамотности? В алфавите про топливо ни гу-гу, там только буквы, от «А» до «Я». Этот до удивления нелепый термин про топливо в алфавите пришёл в базу МПС, полагаю, во времена первого наркома путей сообщения СССР товарища Лазаря Кагановича. В эпоху революционной целесообразности это простительно. Но эпоха закончилась. Пора наводить порядок и в головах, и в терминах.

Биржа СПбМТСБ

Сегодня цены на бензин в целом продолжили восхождение, хотя темпы заметно снизились. Рязанский Аи92 после вчерашнего взрыва на 1800 р/тн сегодня отыграл вниз 750 р/тн. На Самарской группе НПЗ бензин подешевел примерно на 500-600 р/тн. На остальных НПЗ бензиновые цены росли. Особый интерес и наибольший оборот пришёлся на Сургутский ЗСК, где сегодня реализовано 5 тыс, тонн Аи92 и на Уфимскую группу НПЗ с оборотом 2 тыс. тонн.

Про дизель и сказать нечего. Ни вверх, ни вниз. Но есть и позитивная новость. Антипинский НПЗ (Тюменская область) в конце мая сертифицировал производство дизельного топлива экологического стандарта К5 (ЕВРО-5). Транснефть, как сообщают участники рынка, приняла первую партию топлива в трубу. Допускаю, что именно оно засветилось сегодня на московском рынке. В биржевом окне появились предложения дизельного топлива по цене 35000 р/тн на ВЛПДС и по 35100 р/тн на Солнечногорской и Нагорной НС. В итоге на Володарской ЛПДС совершено 7 сделок с дизелем суммарным объёмом 900 тонн по ценам от 34700 до 34800 р/тн на базисе ф-резервуар. И это при том, что оператор МНПЗ торгует по ценам 36100 р/тн. Вступит ли оператор МНПЗ в конкуренцию с новым игроком или посчитает это эпизодом, узнаем на следующей неделе.

Авиакеросин подешевел на БП «Владимир» до 32724 р/тн  (минус 165 р/тн) и на Ачинске - до 27180 р/тн (минус 283 р/тн).

Мазут слегка подорожал. Примерно на 100 р/тн. Настолько же подрос за последние дни и нетбэк.


Ключевые индикаторы рынка
Gasoil (Июньский фьючерс) 
$570,75 (-5,50)/тн (ICЕ)
Brent (Июльский фьючерс) 
$62,58 (+0,52)/баррель (ICЕ)

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России