Ваш город:
Ваш город
Москва
Шапка сайта
news list
03.07.2015

Российский рынок нефтепродуктов. Еженедельный обзор за 29 июня – 03 июля 2015

news content

Биржа СПбМТСБ и рынок нефтепродуктов

Сегодня подведём итоги первого полугодия 2015 г. Анализ итогов проведём на базе сравнения объёмов сделок, структуры товаров, биржевых цен. Общее впечатление - биржа подобно зеркалу отразила общее состояние экономики страны, вобрав в свои показатели и обвал мировых цен на нефть, и лихорадку на кредитном рынке, и ограниченный доступ к кредитам, и влияние налогового маневра.

Сравнивая показатели объёмов сделок нельзя не заметить, что перечисленные неблагоприятные факторы в первую очередь отразились снижением оборота на промышленно ориентированные товары – дизельное топливо, авиакеросин, мазут.

Российский рынок нефтепродуктов. Еженедельный обзор за 29 июня – 03 июля 2015

Объёмы сделок с мазутом и авиатопливом в первом полугодии 2015 г. сократились на 22 -23% по сравнению с первым полугодием 2014 года. В сегменте дизельного топлива по итогам полугодия сокращение потребления составило около 15%.  Но не всё так уж и мрачно, ситуация выправляется. Первый, шоковый, квартал 2015 показал снижение спроса на 26% относительно года ранее, а уже во втором квартале – всего 4%.

В сегменте автомобильного бензина, а это, как правило, личный легковой транспорт, спрос и потребление показали хоть и небольшой, но рост – плюс 2%. При этом потребление высокооктанового Аи95 возросло на 9% (плюс 70 тыс. тонн), а потребление бензина Аи92 (минус 20 тыс. тн) можно сказать сохранилось на уровне прошлого года. Трактовать этот факт можно как изменение структуры автопарка. Современный экономный форсированный двигатель, рассчитанный на высокооктановый бензин постепенно вытесняет устаревающие модели, подобно тому как в свое время были вытеснены прожорливые автомобили, работающие на низкооктановом Аи80.

Что касается оптовых цен, то следует заметить, они, вопреки страшилкам о безумном росте из-за снижения экспортных пошлин, предусмотренных налоговым маневром, практически на изменились. Потенциал роста, заложенный налоговым маневром, был нивелирован обрушением мировых нефтяных цен, а с другой стороны подогрет ослаблением курса рубля. В совокупности два этих фактора проявились в виде роста цен на экспортноориентированные дизель и керосин.

В сегменте мазута доминирующим фактором стало повышение экспортных ставок. Напомню, ставка пошлины на дизель была снижена с 0,65 от пошлины на нефть в 2014 году до 0,48 в 2015 г, а на мазут повышена, с 0,66 до 0,76. Вот и итог маневра – мазут подешевел на 17%. Для низкоэффективных НПЗ это удар. Даже передовые нефтяные компании задумываются о сокращении первичной переработки нефти из-за нерентабельности «тёмных» продуктов.

Российский рынок нефтепродуктов. Еженедельный обзор за 29 июня – 03 июля 2015

Что же касается розничных цен на бензин и дизельное топливо, то и здесь подобно биржевым индексам всё полугодие сохранялась спокойствие. Средние цены на АЗС Москвы за первое полугодие 2015 относительно предыдущего полугодия подорожали незначительно: на дизель примерно на 2%, на бензины – на 0,6-0,7%.

Но к нынешнему дню накопился мощный потенциал для роста розничных цен в первую очередь бензиновых за счёт интенсивного роста биржевых оптовых и региональных мелкооптовых цен. Диспропорция между мелкооптовыми и розничными ценами на бензин достигла такого уровня, что маржа АЗС, сократилась с комфортных 20-25% до 3-10%, что по мнению большинства независимых владельцев принуждает их прекратить торговлю бензинами.

Расчёты показывают: для того чтобы вернуть маржу АЗС хотя бы к 15%, необходимо либо снизить оптовые цены на 2000- 4000 р/тн, что маловероятно, либо поднять розничные: бензин Аи95 на 2 руб/литр относительно нынешних, бензин Аи92 - на 4 р/литр. А самое грустное заключается в том, что и это не предел. Оптовые цены на бензин продолжают рост и всё интенсивнее выталкивают вверх розничные. И так до октября, уже за ним цены на бензин начнут остывать.

В сегменте дизельного топлива сохраняется относительной спокойствие. Тем не менее неделя отметилась важной новостью. Правительство внесло в Думу поправки в налоговый кодекс, согласно которым на все дизельные фракции, гуляющие на рынке под названиями «топливо темное», «печное», «судовое», «моторное», «малосернистое» вводится объединяющий их общий признак – «средние дистилляты», то есть продукт с фракционным составом от 215 до 360 град. Ц., полученный при переработке нефтяного сырья.

С первого сентября 2015 г., если к этому времени поправки пройдут через Думу и СФ, на средние дистилляты вводится акциз, ставка которого будет равна ставке на автомобильной дизельное топливо – 3450 р/тн.  Чтобы не обременять акцизами владельцам судового транспорта поправки предлагают им налоговый вычет

Судовой транспорт будет освобождён от акцизного бремени через систему налоговых вычетов, как это уже применяется с 1 января в сегментах авиатоплива для авиакомпаний и прямогонного бензина для нефтехимических предприятий.

По правки по сути перекрывают канал поставки на АЗС эрзац- продукта, очищают рынок от недобросовестной конкуренции.

Вместе с дизельными поправками правительство косвенно открывает возможность продления оборота бензина экологического класса ЕВРО-4 на 2016 год. Для этого на автомобильные бензины экологического класса ниже 5-го предлагается установить акцизы по ставкам, как на прямогонный бензин - 11300 р/тн. Ставка, конечно, драконовская, если учесть, что акциз на ЕВРО-5 составляет 5530 р/тн. Производитель, не успевший модернизировать НПЗ, вынужден будет либо сократить выпуск бензина на внутренний рынок, либо поднять оптовые цены почти на 5000 р/тн. И то и другое в конечном итоге негативно отразится на ценах АЗС и кошельках автовладельцев.

Автор обзора: Ведущий аналитик Виктор КОСТЮКОВ

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!


© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России

Выберите Ваш город: