Шапка сайта
news list
16.07.2015

Российский рынок нефтепродуктов. Ежедневный обзор. 16 июля 2015 г.

news content

Сегодня внимание в информационном поле привлекли три публикации. В статье «Бензин утёк в налоговый маневр» автор пытается на примере «Башнефти» проанализировать негативный эффект от налогового маневра. Негатив заключается в том, что помимо общих для всех нефтяных компаний проблем, связанных с падением цен на нефть, колебаниями рубля, ограничением доступа к финансовым ресурсам, добавился налоговый маневр. Для НПЗ с высокой долей выхода мазута маневр стал главным препятствием. Именно повышение ставки экспортной пошлины на мазут снизило внутренние цены и потащило рентабельность переработки в нулевую зону. Выровнять ситуацию можно либо снижением выхода «тёмных», что требует времени и миллиардных затрат, либо сокращением объёмов переработки.

Такой путь и выбрала «Башнефть» – сократила объёмы переработки «на 15% в первом полугодии, до 9,19 млн тонн, при этом во втором квартале показатель снизился на 18,3%, до 4,48 млн тонн». Как результат, выпуск бензина за пять месяцев (по данным ЦДУ ТЭК) сократился на 68 тыс. тонн, по сравнению с 2014 годом. Аналогичные причины заставили сократить производство и компанию «Лукойл». Можно ли осуждать компании за принятые действия? Нет. Правила для них писали другие люди, возможно, не спросясь. Корректировать параметры маневра регуляторы не собираются. А ведь уже через полгода коэффициент в расчётах пошлин на мазут будет повышен с нынешнего значения 0,76 до 0,82 от пошлины на нефть, а с 2017 года – до 1,00. Вот тогда-то станет совсем кисло - и нефтяным компаниям, и автомобилистам.

А пока, к исправлению ситуации подключилось антимонопольное ведомство. По мнению ФАС, «Башнефть» сократила переработку несоразмерно с расширением собственной сети АЗС. В результате своего бензина не хватило, компания пошла на биржу за чужим, подгоняя и без неё растущие цены. Является ли такое поведение «Башнефти» нарушением антимонопольного уложения - большой вопрос, но «Башнефть» обещала ФАС «дозагрузить первичную переработку в июле на 200 тыс. тонн нефти».

В этом же ряду - исправление ситуации с оптовыми ценами в бензиновом сегменте и принуждение нефтяных компаний (в виде рекомендаций) увеличить отгрузку бензина мелкооптовыми партиями независимым нефтетрейдерам – об этом пишут «Ведомости». В противном случае ФАС может возбудить дела в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний, если они не исполнят рекомендации службы. Решение может быть принято в течение первой недели августа.

Странное требование, напоминает Тришкин кафтан – отпороть латку от одной дыры и зашить другую. Как не тасуй потребителей бензина, - больше, чем есть, его на рынке не появится. И в этом смысле предложение ФАС не улучшит ситуацию. Позитивным следует признать другое предложение антимонопольщиков, продлить оборот бензина ЕВРО-4 на 2016 год.

Что-то похожее на проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России» вчера опубликовано на сайте ФАС. Ведомство направило предостережение заместителю начальника отдела анализа и маркетинговых исследований ООО ИАЦ «КОРТЕС» «за публичный прогноз о предполагаемом росте цен на бензин на 12-14%, в связи со снижением маржи АЗС и возможной высокой инфляцией».

Насколько известно, любой прогноз несёт в себе элемент предположительности, и его никак нельзя трактовать как призыв. Но именно в таком аспекте и толкует ведомство аналитику Кортеса. Задаюсь вопросом, а чем принципиально отличается прогноз Кортеса от прогноза вице-премьера А. Дворковича, данного журналистам в кулуарах Петербургского международного экономического форума: «Официальный прогноз роста был инфляция плюс 3%, но я считаю, что цены могут удержаться в пределах 10%». Ничем не отличаются прогнозы, только один из них аргументирован, а другой несёт в себе атрибут официальности. Показать горчичник вице-премьеру ведомство не осмелится, да вообще, практику чиновников затыкать рот невыгодными, по их мнению, прогнозам нельзя признать эффективным средством умиротворения топливных цен. Ключ от цен лежит не в шкатулке запретов, а в ларце мотиваций.

Биржа СПбМТСБ

В сегменте бензинов тенденция снижения цен сохранилась, но из 14 НПЗ, на базисе которых совершались сегодня сделки с бензином Аи95, 6 НПЗ показали снижение цен в среднем на 250 р/тн, а на 8 НПЗ цены росли. Ярослаский, Рязанский, Московский и Саратовский НПЗ в лидерах снижения. Ангарский, Ачинский, Омский и Киришский НПЗ – в лидерах роста цен.

В сегменте бензина Аи92 НПЗ с растущими и убывающими ценами также разделились примерно поровну. При этом среднее приращение цены составило 140 р/тн, а сокращение – минус 100 р/тн.

Нет, это ещё не разворот тренда, но, полагаю, заявка на него.

Цены на дизельное топливо мало изменялись, оставаясь на уровнях предыдущих дней.

Авиакеросин и мазут дорожали практически на всех базисах. Рост цен на керосин аналитики связывают с высоким сезоном отпусков, а рост цен на мазут – с сокращением выпуска мазута и одновременным наращиванием выпуска битумных материалов.


Ключевые индикаторы рынка
Gasoil (Август)
$523,50 (-5,75)/тн (ICЕ)
Brent (Август)
$57,05 (-1,46)/баррель (ICЕ)

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России