Шапка сайта
news list
08.12.2006

Бензин станет прозрачнее?

news content

После каждого всплеска цен на бензин в обществе разгорается бурная дискуссия о том, почему этот всплеск произошел. Нефтяные компании кивают на мировой рынок нефти и цены на нем. Однако, несмотря на снижение цены на нефть за последние месяцы, бензин пока так и не подешевел. Чиновники заявляют о картельном сговоре между нефтяными компаниями. Однако за руку еще никого не поймали. И периодически заключаются картельные соглашения с нефтяниками с целью сдержать рост цен на топливо. Потребитель же молча платит, так и не разобравшись, а откуда берется в России цена на нефтепродукты?

Наследие отцов

Российский рынок нефтепродуктов — рынок не очень понятный. Точнее, даже не непонятный, а непрозрачный. Во многих регионах существует монополия на поставки нефтепродуктов со стороны какой-либо крупной нефтяной компании. Но при этом формально никаких нарушений антимонопольного законодательства нет — хочешь, гони бензовоз из соседнего региона за пару сотен километров. Такая структура рынка приводит к тому, что владельцы АЗС сильно зависят от нефтяных компаний, поставляющих им топливо. В результате число независимых АЗС неуклонно снижается. Да и влияние нефтяных компаний на цены становится еще более жестким.

Даже в тех регионах, где существует множество оптовых поставщиков топлива, потребитель не имеет возможности в любой момент самостоятельно рассчитать и проверить справедливость цены, по которой он покупает нефтепродукты. Зачастую поставщики пользуются его неосведомленностью и добавляют к цене «премию за неосведомленность клиента».

Да и сами покупатели грешат нечистоплотностью. Из-за того что цены как таковой нет, менеджеры по закупкам в крупных компаниях нередко покупают топливо на несколько процентов дороже рыночной — за соответствующее вознаграждение.

Такая структура рынка появилась благодаря противоестественному союзу старых советских схем поставок нефтепродуктов и новых капиталистических отношений. В советское время не было конкурирующих производителей и продавцов нефтепродуктов. Каждый регион «привязывался» к определенному НПЗ и оттуда получал топливо. Все нефтебазы находились в единой системе управления. Но в ходе приватизации НПЗ и нефтебазы оказались в частных руках и довольно быстро перешли в собственность нефтяных компаний.

Для того чтобы рынок стал прозрачным, понятным и предсказуемым, и цены на нем устанавливались только соотношением спроса и предложения, необходима биржевая площадка. Благо нефтепродукты — биржевой товар.

«Структура рынка такова, какова она сложилась без биржи, но с появлением биржи она будет динамично меняться», — сказал «Росбалту» генеральный директор компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Алексей Бураков.

Готовь фьючерс летом

Сейчас невозможно осуществить хеджирование ценовых рисков по нефтепродуктам. Как компания может планировать свою деятельность, если непонятно, какие цены на нефтепродукты будут через месяц-два-год? Особенно учитывая постоянный их рост. А ведь бюджеты компаний составляются минимум на год вперед.

«Отсутствие в практике закупок нефтепродуктов со стороны корпоративного сектора внешних ценовых индикаторов порождает порочный замкнутый круг встречных рисков и для поставщиков, и для потребителей», — считает генеральный директор ИЦ «КОРТЕС» Веньямин Махлин.

Например, сельскохозяйственные предприятия берут кредиты весной, под посевную, а отдают их осенью — после уборочной. При этом невозможно просчитать, вернешь ты кредит или нет. И не только потому, что неизвестен урожай и цена на него, но и потому, что неизвестна цена дизтоплива, которым ты будешь заправлять комбайны во время уборки зерна. В результате каждый июль у нас начинается «битва за урожай», а государство в срочном порядке собирает руководство нефтяных компаний, чтобы договориться о замораживании цен на дизельное топливо.

В развитых рыночных экономиках эта проблема решается легко — компания в апреле покупает фьючерс на поставку дизтоплива в июле по зафиксированной во фьючерсе цене. В результате агрофирма спокойно просчитывает свои риски по невозврату кредита, а банк более легко соглашается ее финансировать.

Та же схема может быть применена и при покупке мазута тепловой электростанцией. Летом, когда цены на мазут невысоки, покупается фьючерс на поставку мазута через полгода. В итоге можно не только уже летом просчитать тарифы на тепло и электроэнергию, но и сэкономить деньги на приобретении топлива.

Помимо хеджирования рисков, биржа позволяет устанавливать прозрачные цены на нефтепродукты, отслеживать их изменение в режиме реального времени и гарантировать исполнение сделок.

Клиент созрел

К идее создания биржи нефтепродуктов пришли еще в 2005 году, но только сейчас государство в лице Минпромэнерго, МЭРТ и ФАС подготовило постановление правительства о госзакупках нефтепродуктов. Суть его в том, чтобы обязать госструктуры закупать не менее 15% нефтепродуктов для своих нужд на бирже. Это, по мнению чиновников, должно простимулировать появление биржевой торговли нефтепродуктами. По словам заместителя министра промышленности и энергетики Андрея Дементьева, данный документ прошел все этапы согласования и после регистрации в Минюсте должен поступить в правительство. Если бюрократическая машина сработает оперативно, то уже с начала 2007 года эти правила вступят в действие.

Параллельно правительство Ханты-Мансийского автономного округа объявило, что с января 2007 года в Ханты-Мансийске начнет действовать биржа нефтепродуктов. Учитывая наличие в округе большого количества нефти, у биржи неплохое будущее, вокруг нее вполне может вырасти инфраструктура из мини-НПЗ и нефтебаз.

О планах запустить торговлю нефтепродуктами объявила РТС. Проиграв ММВБ в конкурентной борьбе за торговлю акциями, руководство РТС, видимо, решило искать для себя новую нишу. И нашло ее — товарная биржа.

«После нового года мы запустим торги фьючерсами на нефтепродукты, — заявил „Росбалту“ вице-президент РТС Роман Горюнов. — Сначала на авиакеросин и дизтопливо, а затем и на мазут. При этом торги будут предусматривать реальную поставку товара».

С 8 июня 2006 года на РТС торгуются фьючерсы на нефть и золото. Правда, без реальных поставок товара. Нефтяные фьючерсы, например, устанавливаются, исходя из нефтяных индексов Platts. Фактически спекулянты прогнозируют не цены на нефть, а индексы Platts'а на нее.

С нефтепродуктами такой фокус не получится. Дело в том, что из-за непрозрачности рынка не существует общепризнанных индексов нефтепродуктов. Поэтому единственный на сегодня в России способ установить ценовые ориентиры для торговли на бирже — это предусмотреть реальные поставки нефтепродуктов по фьючерсным контрактам.

Еще одной площадкой должна стать Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК), которая планирует запустить биржу нефтепродуктов совместно с ММВБ. Как сообщил «Росбалту» вице-президент НК «МБНК» Антон Карпов, сейчас биржа осуществляет подготовительные работы и будет готова запустить торги месяца через три. В данном случае МБНК ориентируется на постановление правительства о госзакупках. После принятия постановления ФСФР потребуется примерно месяц на то, чтобы провести тендер по определению площадки, на которой будут осуществляться закупки нефтепродуктов для государственных нужд. После чего, в случае победы в тендере, МБНК, по словам Карпова, будет готова через два месяца начать торги.

Несмотря на появление проектов бирж нефтепродуктов в Ханты-Мансийске и Санкт-Петербурге, реальная конкуренция, по-видимому, развернется между РТС и ММВБ, поскольку только у них есть опыт и инфраструктура для организации биржевых торгов.

По мнению специалистов, необходимые условия для запуска торговли нефтепродуктами уже созданы. «Организация торговли фьючерсами на товары, ничем не отличается от торговли ценными бумагами», — уверен Роман Горюнов. «РТС со своим проектом продвинулась дальше всех и если первой запустит биржу сразу после Нового года, я не удивлюсь», — заявил «Росбалту» директор по стратегическому развитию компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Герман Чеботарев.

По словам Антона Карпова, главная проблема — организация поставок. При этом эксперты расходятся во мнении относительно скорости и простоты создания логистической инфраструктуры для поставок нефтепродуктов по биржевым контрактам.

Алексей Бураков считает, что это не большая проблема. «Нефтебаза строится за 3 месяца, срок строительства мини-НПЗ равен сроку строительства АЗС. Главное, чтобы появились компании, занимающиеся поставками — серьезные логистические провайдеры, специализирующиеся на нефтепродуктах, и инфраструктурные операторы. Они-то и будут инвестировать в появление транспортной инфраструктуры», — говорит он.

Карпов предлагает создать системного оператора поставок нефтепродуктов с участием государства. «Государство должно участвовать, потому что перевозки так или иначе будут осуществляться РЖД и Транснефтепродуктом», — считает он.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России