Шапка сайта
news list
01.03.2007

Совершенная конкуренция — это равный доступ к информации

news content

Как влияют поставочные фьючерсы на рынок реального товара

Российский рынок нефтепродуктов ожидают серьезные перемены, которые затронут и его структуру, и систему действующих на нем отношений. Запуск торгов фьючерсами на дизельное топливо на РТС станет катализатором изменений на рынке нефтепродуктов. Вначале это событие повлияет на деятельность операторов средне и мелкооптового рынка, а после небольшой задержки отразится и на действиях вертикально интегрированных компаний и автозаправочных сетей.

Рынок средне и мелкооптовых поставок отличный индикатор ситуации на рынке нефтепродуктов, он очень чутко влияет на изменения конъюнктуры. Именно на этом сегменте формируются запасы топлива, происходит их конечная реализация. Это высоколиквидный рынок бензовозных поставок, на котором в режиме ежедневных операций обслуживается большая часть российского корпоративного автотранспорта и подавляющая часть «независимых» АЗС.

Помимо значительного объема, средне и мелкооптовый рынок нефтепродуктов характеризуют большое количество участников, стандартизированность, однородность и делимость продаваемой продукции (нефтепродуктов), практически полное отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка, высокая мобильность факторов производства.

Этот рынок можно было бы назвать рынком совершенной конкуренции, если бы на нем был реализован равный и полный доступ всех участников к информации о реальных ценах на нефтепродукты.

Сегодняшний рынок таков, каким он стал в результате отсутствия биржевой торговли и эффективных механизмов определения реальных цен. С началом биржевой торговли рынок будет меняться. В первую очередь изменения коснутся средне и мелкооптового рынка, непосредственно той его части, которая занята обслуживанием поставок конечным корпоративным потребителям. Именно корпоративный сектор является стороной, которая больше всего нуждается в индикаторах цены и в инструментах хеджирования ценовых рисков.

В России ежегодно потребляется 27 млн тонн дизельного топлива, и основная доля этого объема приходится на грузовой корпоративный транспорт. В Москве, например, каждый третий литр дизельного топлива доставляется бензовозами непосредственно в адрес корпоративного потребителя, т.е. реализуется на средне и мелкооптовом рынке, а не через сеть АЗС. Любая компания, автопарк которой превышает хотя бы три единицы грузового транспорта, стремится закупать топливо не на АЗС, а как раз таким образом. Причина в том, что цена нефтепродуктов с доставкой в адрес клиента ниже, чем цена на АЗС, в среднем на два рубля за каждый литр.

Сегодня отсутствие в практике закупок нефтепродуктов корпоративным сектором внешних ценовых индикаторов порождает порочный замкнутый круг встречных рисков как для поставщиков, так и для конечных потребителей нефтепродуктов, а также препятствует установлению долгосрочных отношений сторон.

Для поставщика невозможность выстроить долгосрочные отношения с потребителем и спрогнозировать продажи определяет невнятность прогноза финансовых поступлений, а значит, и дорогой кредит, и приводит к низкой эффективности собственной логистики и закупки.

Покупатель в этой ситуации постоянно сталкивается с тем, что поставщик манипулирует ценами; замыкание поставщиков на ценовой конкуренции между собой обусловливает низкое качество сервиса, т.е. дополнительные товарные и операционные риски для покупателя (качество топлива и своевременность доставки). Действующая модель ценообразования непрозрачна, ее сложно формализовать, а значит, покупателю сложно контролировать собственные закупочные цены, что в конечном итоге приводит к неэффективному бюджетированию закупок и лишним затратам на нефтепродукты.

Получив доступ к достоверной рыночной информации в режиме реального времени (биржевым котировкам), потребитель сможет в любой момент самостоятельно рассчитать и проверить справедливость своей цены на топливо. В новых условиях получение информации о ценовой ситуации на рынке будет занимать у потребителя минимум ресурсов. Эта информация станет общедоступной, а значение цены фьючерса на дизельное топливо очень быстро станет отправной точкой для формирования итоговой стоимости поставки нефтепродуктов на реальном рынке. Это поменяет модель бизнеса поставщиков средне и мелкооптового рынка.

Поставщики нефтепродуктов, заинтересованные в долгосрочных отношениях, в свою очередь, вынуждены будут отказаться от спекулятивных принципов образования цены и «премии за неосведомленность клиента». Основным конкурентным преимуществом станет уровень сервиса и эффективная логистика поставок нефтепродуктов в адрес конечного корпоративного потребителя. Именно в этой плоскости будет идти обсуждение стоимости услуг по доставке нефтепродуктов между поставщиком и потребителем.

Компаниям, занятым на рынке поставок нефтепродуктов, стоит иметь в виду подобную перспективу и внести соответствующие изменения в свои стратегии и ценовую политику.

На средне и мелкооптовом рынке нефтепродуктов, в первую очередь Московского региона, существует значительный неудовлетворенный и в настоящий момент не оцененный спрос на содержание и качество сервиса при поставках моторного топлива. Рост уровня конкуренции, повышение уровня менеджмента российских предприятий, выход на российский рынок все большего числа западных компаний привели к развитию сервиса и повышению качества услуг на рынках B2B (Business to Business). Планка ожидаемого уровня сервиса постоянно повышается, в том числе становятся все жестче требования к уровню сервиса в процессах материально-технического обеспечения. При этом рынок корпоративных поставок моторного топлива остается «рынком минимального сервиса» и все более не отвечает растущим запросам корпоративных потребителей. Количество корпоративных потребителей, заинтересованных в прозрачности и удобстве схем расчетов, а также предсказуемости действий поставщиков, будет расти.

Корпоративный сектор заинтересован в эффективной логистике нефтепродуктов, нацеленной на своевременные и бесперебойные поставки качественных нефтепродуктов при одновременном и постоянном снижении транзакционных издержек до предельно возможного уровня, а также в новых эффективных формах контрактов, предоставляющих новые возможности по эффективному страхованию ценовых, товарных и операционных рисков, а также снижению цен на нефтепродукты.

У операторов средне и мелко оптового рынка нефтепродуктов нет шансов выжить в качестве трейдеров. Они должны сосредоточить свое внимание на логистике и на биржевых операциях. Фокусом их внимания должно стать снижение собственных операционных издержек и главное максимальное внимание к устойчивости отношений с клиентами. Как минимум, сегодняшние трейдеры должны перейти на открытые цены и тарифные сетки при работе с клиентами.

Уровень рентабельности трейдеров (средне и мелкооптовых поставщиков) будет снижаться на фоне роста требований потребителей к качеству топлива, своевременности и бесперебойности поставок и уровню сопутствующего сервиса. Структура рынка станет устойчивее и проще.

Трейдеры, действующие в настоящий момент на рынке средне и мелкооптовых поставок, будут либо трансформироваться в логистических операторов, либо должны начать заниматься операциями на биржевом рынке. При этом ситуация будет вынуждать сотрудничать друг с другом даже непримиримых конкурентов.

Для сохранения конкурентоспособности возникнет необходимость в сотрудничестве между компаниями и в координации их усилий. По мере развития ситуации и усиления конкуренции на рынке можно будет наблюдать создание альянсов, а также череду поглощений. Вследствие этого на средне и мелкооптовом рынке нефтепродуктов будут сформированы несколько крупных логистических операторов, специализирующихся на поставках нефтепродуктов, а на биржевом рынке появится несколько игроков с хорошим опытом работы на рынке реального товара.

«Независимые» АЗС, располагая таким инструментом, как поставочные фьючерсы на дизельное топливо, также получат возможность снижать свои ценовые риски. На рынке АЗС объективно очень высокий потенциал альянсов. Возможно «независимые» АЗС займутся тем, чем должны были заняться давно. Объединив закупки, они укрепят свои переговорные позиции с ВИНКами, а создав единый бренд, укрепят свои позиции среди потребителей.

Нефтяные компании, а также крупные оптовые операторы ориентированы на реализацию максимальных объемов нефти и продуктов ее переработки с минимальными транзакционными издержками. Развитие служб дистрибуции и логистики на «последней миле» не входит в круг бизнес интересов нефтяных компаний и крупных оптовых операторов. Но если такие службы появятся самостоятельно в результате реструктуризации хаотичного и чрезвычайно фрагментированного средне и мелкооптового рынка, то ВИНКи будут это только приветствовать, так как работать с несколькими крупными компаниями, ориентированными на качественную дистрибуцию и логистику, проще и эффективнее, чем с большим числом маленьких и неустойчивых трейдеров.

Мы уверены, что биржевая торговля фьючерсами на дизельное топливо быстро достигнет уровня ликвидности, достаточного для хеджирования ценовых рисков как для поставщиков, так и для потребителей нефтепродуктов.

На этом этапе значительной массе потребителей нефтепродуктов станут доступны и форвардные контракты, т.е. внебиржевые контракты с фиксированной ценой нефтепродуктов на некоторый период вперед. С одной стороны, действует «продавец», т.е. нефтяная компания либо крупный оптовый оператор, а с другой — «покупатель», точнее пул потребителей нефтепродуктов (это могут быть и «независимые» АЗС). Поставки нефтепродуктов при этом будут осуществляться через компанию дистрибьютора и логистического провайдера, а ценовые риски — хеджироваться через открытие противоположных позиций на бирже.

Компания «Алгоритм. Топливный интегратор» действует на рынке поставок моторного топлива конечным корпоративным потребителям Москвы и Московской области.

Основана в 2005 году. В 2006 году получила лицензию биржевого посредника, совершающего товарные фьючерсные и опционные сделки. Принята в число специализированных расчетных фирм на товарном срочном рынке РТС.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России