Шапка сайта
news list
20.08.2007

Авиакеросин разольют на бирже, но это не усилит конкуренцию на рынке

news content

Росавиация с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Минэкономразвития начали работу по улучшению системы регулирования цен на топливо в аэропортах. Одним из механизмов определения рыночного уровня цен должны стать биржевые торги авиакеросином. Но отраслевые эксперты отмечают, что основной проблемой в этом бизнесе остается монополизм аэропортовых топливно-заправочных комплексов (ТЗК), положение которых позволяет диктовать цены конечным потребителям, и создание биржи вряд ли исправит ситуацию. Сообщает КоммерсантЪ

Как сообщил информагентству "Интерфакс" глава Росавиации Евгений Бачурин, к июлю 2008 года ведомство должно завершить подготовку правил топливного обеспечения самолетов гражданской авиации. "Одновременно мы с Минэкономразвития и ФАС ведем работы по созданию биржевой торговли авиакеросином и определению рыночных цен на топливо",- пояснил чиновник. Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Александр Пироженко уточнил Ъ, что возможность создания отдельной биржи для авиакеросина не обсуждается - работа ведется в рамках проекта по организации в Петербурге под патронажем Минэкономразвития биржи по торговле нефтью и нефтепродуктами, которую планируют зарегистрировать осенью.

Однако продажа керосина через биржу не гарантирует снижение его стоимости. Так, стартовавшие в начале года во многом по инициативе той же ФАС биржевые торги минудобрениями как раз были призваны снизить стоимость продукции, которую покупатели считали завышенной. Но в итоге биржевые цены на удобрения оказались выше тех, которые до этого ФАС признавала монопольно высокими, поскольку спрос на продукцию значительно превысил объемы предложения (см. Ъ от 25 мая).

Авиаторы и участники рынка авиатоплива согласны, что биржа вряд ли улучшит ситуацию в отрасли и не только из-за непредсказуемости ценовой динамики. "В оптовом сегменте конкуренция есть и так, и никто никого не ограничивает,- считает Евгений Островский, глава ТД 'Топливное обслуживание аэропортов' (ТОАП), работающего на оптовом рынке авиакеросина.- Но почти в каждом аэропорту есть монополист, непосредственно заправляющий самолеты: ТЗК, на которого не оказывается никакого рыночного давления". "Весь произвол творится в рознице",- подтверждает гендиректор авиакомпании "Ютэйр" Андрей Мартиросов. По его словам, многие авиакомпании не могут напрямую покупать керосин у нефтяников, так как не располагают мощностями по его хранению. "А если в аэропорту единственный ТЗК, то он в любом случае будет продавать топливо потребителю по своей цене",- констатирует Владимир Спиридонов, гендиректор другого оптового поставщика авиакеросина, ООО "Аэрофьюэлз групп".

Строить собственные хранилища - дорого, к тому же в них просто нет необходимости, считает господин Островский. Сейчас российские авиакомпании перевозят около 38 млн пассажиров в год, тогда как в СССР пассажиропоток, приходящийся на территорию России, составлял около 100 млн человек в год. "За редким исключением все ТЗК недозагружены",- уверен глава ТОАПа. Но, по словам Евгения Островского, как правило, они не дают возможности сторонним компаниям использовать свои хранилища, ссылаясь на недостаток мощностей или необходимость реконструкции. "Все понимают, что нужно что-то делать, потому что монополизм ТЗК очевиден",- отмечает Александр Пироженко. Чиновник уверяет, что "сейчас идет дискуссия о том, как обеспечить свободный доступ к мощностям по хранению керосина, которые находятся у ТЗК", но пока она находится в "начальной стадии" и конкретных решений не принято.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России