Ваш город:
Ваш город
Москва
Шапка сайта
news list
06.11.2007

Нефть утекает от бензина. ФАС ищет причины роста экспорта в октябре

news content

Продолжающийся рост нефтяных цен вызвал в октябре существенный рост российского нефтяного экспорта: он составил 5,7% в дальнее зарубежье и 26% — в страны СНГ, тогда как поставки на НПЗ в Россию сократились на 2,6%. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ведет расследование причин сокращения внутренних поставок, не доверяя заявлениям нефтяников о том, что оно вызвано плановыми октябрьскими ремонтами НПЗ, — хотя цены на топливо еще почти не растут, ситуация может отразиться на АЗС в ноябре-декабре.

Октябрьский рост цен на нефть российская нефтяная отрасль отметила увеличением экспорта нефти. В соответствии с данными центрального диспетчерского управления ТЭК, в октябре 2007 года он увеличился на 5,7% в дальнее зарубежье и на 26% — в СНГ. В октябре в России было произведено 42,011 млн т нефти, экспорт по системе "Транснефти" увеличился до 18,8 млн т, поставка нефти на российские НПЗ сократилась на 2,6%, до 18,3 млн т. "Россия делает то, что должен делать нормальный производитель в ситуации, когда цены так растут: она продает все, что можно продать",- комментирует Ъ ситуацию Саймон Торни из Platts.

В нефтяных компаниях снижение переработки нефти объясняют плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов. В октябре на профилактике находилась значительная часть мощностей заводов, снабжающих Московский регион: Московский НПЗ (независимый), Рязанский (ТНК-ВР), Нижегородский (ЛУКОЙЛ) НПЗ, сократились мощности и Саратовского НПЗ (ТНК-ВР). Обычной практикой для нефтяных компаний является закупка на рынке недостающих объемов нефтепродуктов с целью обеспечения собственных сетей АЗС. В компаниях подтверждают, что так и произошло. Так, в ТНК-ВР Ъ пояснили, что "все обязательства по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок компания выполняет", а ее НПЗ уже введены в строй.

На розничных ценах ситуация практически не отразилась. Тем не менее в оптовом звене цены на нефтепродукты, особенно на дизельное топливо, все же растут.

"Хотя о плановых остановках заводов было известно, трейдеры не смогли к ним подготовиться и сделать запасы дизтоплива в сентябре, поскольку экспортеры перед повышением с 1 октября экспортных пошлин старались отправить максимально возможные объемы дизеля за рубеж", — поясняет Ъ ситуацию гендиректор компании "Алгоритм. Топливный Интегратор." Алексей Бураков. Господин Бураков не исключает и роста цены на дизтопливо на АЗС, ведь в Европе стоимость дизеля достигла рекордно высоких уровней, а на отечественных заправках почти не менялась два года.

Оптовая цена на бензин, добавляет директор по развитию торговой площадки E-oil Юрий Волжанин, также росла, но не так значительно, как в случае с дизтопливом. Спрос на бензин марки А-92 начал увеличиваться после 20 октября, и цены на него поднялись на 5%. Господин Волжанин подчеркивает, что дефицит бензина был локальным и после окончания ремонта на НПЗ ситуация улучшится. По его прогнозам, максимальное увеличение цены на бензин может составить 5%. Тем более что с 1 декабря 2007 года увеличиваются пошлины на нефть и компании могут направить на переработку допобъемы сырья.

Объяснение о "неподготовившихся" трейдерах не устроило ФАС — служба уже запросила у крупных НПЗ данные о плановых и фактических ремонтных и профилактических работах, приведших к сокращению объемов производства нефтепродуктов, заявил в пятницу начальник управления службы по контролю в сфере ТЭК Александр Пироженко. ФАС намерена выяснить, "правомерно" ли производители снизили выпуск бензина. "Если будут выявлены несоответствия, будем выяснять, с чем они связаны и нет ли в этом согласованных действий. В случае если будет обнаружено нарушение закона, мы заведем дело", — сказал господин Пироженко. Он пояснил, что на данный момент спрос на рынке нефтепродуктов существенно превышает предложение, и сообщил, что будут проверены и трейдеры, которые могли "придержать" некоторые объемы топлива для спекуляции: "Если информация о ремонте и планируемом снижении была открытой, действия трейдеров — нормальное рыночное поведение, если закрыта — будем возбуждать расследование".

Отметим, что политическое давление против роста цен уже началось. В пятницу губернатор Кемеровской области Аман Тулеев уже обратился телеграммой к председателю правительства Виктору Зубкову с просьбой принять срочные меры по стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов — он заявил о росте отпускных цен НПЗ в регионе на 3-7%.

До вступления в декабре рекордных пошлин на нефть ситуация останется близкой по смыслу. При ажиотажном спросе на нефтепродукты в Европе и Азии (см. материал на стр. 14) экспорт будет наращиваться нефтекомпаниями любыми путями: при всех издержках внешний рынок становится более рентабельным. Окончательно ситуация прояснится с динамикой экспорта нефти к зиме: если он увеличится существенно, ремонты НПЗ отразятся в ценах на топливо в ноябре-декабре.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России

Выберите Ваш город: