Ваш город:
Ваш город
Москва
Шапка сайта
news list
03.12.2008

Почему бензин не дешевеет

news content

Розничные и оптовые цены на автомобильное топливо в России слабо связаны друг с другом – виновата низкая конкуренция на рынке нефтепродуктов. В результате топливо на отечественных АЗС стоит в два раза дороже, чем в США.

В начале декабря «Газпром нефть» снизила розничные цены на автобензин и дизтопливо, поступающие на АЗС с Омского НПЗ. Так, литр Аи-92 в Тюменской, Свердловской и некоторых других областях подешевел до 20,5 рубля (-4,6%), Аи-95 до 23 рублей (-4%). Новые цены оказались ниже среднерыночных: по данным ИЦ «Кортес» литр Аи-92 на 28 ноября стоил 21,85 рублей, а Аи-95 - 24,39 рублей. Всего за неделю цены на АЗС в крупных годах России понизились на 0,5% и 0,1%, соответственно.

Хорошие новости для автолюбителей? Как сказать. Оптовые цены за тот же период просели значительно сильнее: на Аи-92 на 3,9% (до 15,87 тыс. рублей/тонна), на Аи-95 на 5,1% (до 21,42 тыс. рублей/тонна). Схожая ситуация, отмечает директор по развитию ИЦ «Кортес» Павел Строков, наблюдалась в течение всего месяца. С 24 октября в опте бензин марки Аи-92 подешевел на 26,3%. В рознице - лишь на 6,5%. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль уверяет: до конца года стоит ожидать удешевления автотоплива на АЗС, в лучшем случае, на рубль. Затем его стоимость снова начнет расти.

Динамику топливных цен в России интересно сравнить с изменениями на рынке США, всегда чутко реагирующем на колебания нефтяных цен. По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА), галлон бензина на американских заправках на прошлой неделе стоил $1,92 или $0,58 за литр - порядка 14 рублей. Откуда взялась почти двукратная разница между ценой топлива в экспортирующей нефть России и стране-импортере США? Чиновники, как правило, обвиняют вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), не желающие отказываться от сверхприбылей. Но дело не только в них.

«Ценообразование на нефть и нефтепродукты абсолютно непрозрачно, - отмечает Павел Строков. – В России нет даже основного элемента открытого рынка – индикатора, служившего бы ориентиром для определения справедливой цены, и вокруг которого можно было бы строить остальную систему. О создании нефтяной бирже в Петербурге дискутируют уже почти восемь лет».

Директор сервисной компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Алексей Бураков добавляет: нет собственно конкурентной среды. «Между собой ВИНК не конкурируют - их мало, легко договориться, - размышляет эксперт. – И если органы власти субъектов РФ сознательно не поощряют конкуренцию, то холдинги конкурировать и не будут. ВИНКи поделили регионы между собой, проводят согласованную политику, но поймать их на этом малореально. Все попытки ФАС в этой области изначально обречены на неудачу: доказать ценовой сговор без документов служба не может. Хотя есть регионы, где власти сознательно пытаются создать конкуренцию. Так, руководители Москвы, Питера и некоторых открыто говорят, что не готовы отдать свои топливные рынки в руки какой-либо одной компании.

Но все это полумеры. Для возникновения истинной конкуренции нефтепереработка и торговля должны быть свободными и независимыми от нефтедобычи. Но кто по своей воле откажется от розницы, дающей основной доход? «ВИНК реально получают отрицательное сальдо по добыче из-за налогов. По моим подсчетам, убыток на тонну в октябре в среднем составлял 2 рубля, - комментирует Алексей Бураков. - Но сверхприбыли от розничных продаж многократно перекрывают убытки».

Государству тоже не с руки менять систему, дающую стабильный доход. Правительство дальше слов пока не идет. Правда, в недрах Министерства экономического развития разработан проект Программы развития конкуренции (по поручению Владимира Путина от 19 августа), в котором отдельная глава посвящена рынку нефтепродуктов. И премьер-министр в конце ноября заявил, что вскоре этот проект будет принят. В нем предлагается несколько мер, реализация которых в идеале создаст среду для появления конкуренции между ВИНК и в целом на рынке. Основные моменты:

производителям предложат высвобождать некий обязательный объем нефтепродуктов для реализации на открытых торгах, чтобы вовлечь в оборот всех участников рынка;

ВИНК обяжут разделить виды деятельности между различными юридическими лицами в рамках холдинга;

предполагается создание (правда, не указано, кем именно) той самой методологии расчета внутренних индексов по ценам на нефтепродукты, с последующим использованием в долгосрочных договорах;

не обойтись без открытой информационной среды. Чиновники считают необходимым открыть доступ всем заинтересованным лицам к информации о деятельности нефтяных компаний: планах по фактическому выпуску нефтепродуктов, наличию свободных мощностей по переработке, остатках топливных ресурсов.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России

Выберите Ваш город: