Ваш город:
Ваш город
Москва
Шапка сайта
news list
08.12.2008

Владельцы АЗС зарабатывают сверхприбыли

news content

Алексей Бураков: «Владельцы АЗС зарабатывают сверхприбыли»

Владелец сервисной компании «Алгоритм. Топливный интегратор» считает, что в высоких ценах на бензин виноваты, в том числе, покупатели.

Разница между оптовыми ценами на топливо и на АЗС гигантская. Чем она объясняется?

- Осенью 2007 года оптовые цены выросли почти в два раза. На носу были выборы, поэтому чиновники призвали нефтяников не поднимать цены на АЗС. Компании взяли под козырек, и на самом деле какое-то время работали себе в убыток. В конце прошлого года и начале нынешнего маржа АЗС стремилась к нулю или даже была отрицательной. Теперь пошло уже обрушение опта. Правительство опять говорит: ребята, почему цены не снижаете? Нефтяники отвечают: вы же говорили не поднимать? Мы не поднимали. А снижать пока никто не просил.

Без регулирующей руки государства не обойтись? А как же свободный рынок?

- В России рынок нефтепродуктов свободен только формально. Якобы основная часть АЗС независима от ВИНК (вертикально-интегрированных нефтяных компаний – «Ф.»). Но реально большая часть переработки, инфраструктуры, хранилищ, распределения нефтепродуктов находятся в собственности холдингов. Которые, легко договариваются между собой, обходясь без реальной конкуренции. Немногим независимым владельцам АЗС, которые стоят рядом с заправками ВИНКа с ценником 23 рубля за литр, нет никакого резона снижать свои цены. От этого ни реализация не увеличится, ни прибыль.

А как сделать цены адекватными?

- Все заводы принадлежат ВИНКам, технологический процесс уже много лет оптимизирован под три приоритетных потока: экспорт, собственные АЗС и крупные потребители. При неумелых попытках сделать среду конкурентной, под угрозу может быть поставлен факт существования «свободного» рынка даже в нынешнем виде. Не говоря уже о дальнейшем развитии. И картинка окажется следующей: большая часть АЗС на самом деле будет принадлежать ВИНКам, а вопрос ценообразования полностью перейдет в ведение властей – как договорятся. Надо будет выполнить социальный заказ - цены снизятся. Не надо: зарабатывайте, ребята. Прежде всего, необходима политическая воля, чтобы заставить рынок следовать рыночным тенденциям.

Игроки топливного рынка сами в состоянии отрегулировать ситуацию?

- Государство должно предложить игрокам механизмы, оптимальные для нормального ценообразования. Ждать у моря погоды бесполезно: со стороны самих ВИНКов и АЗС никогда не последует инициатив. Если пустить дело на самотек, то будет, как в середине сентября. Тогда представители «Лукойла», ТНК-ВР, «Роснефти», «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» обратились в Минэнерго с предложением заморозить на уровне текущих до 1 марта 2009 года цены на топочный мазут и дизельное топливо для энергокомпаний. Внешне - хорошее предложение. На самом деле в конце сентября мазут стоил в районе 12 тыс. рублей, а сейчас – 2 тыс. рублей. Верх цинизма: зная, что впереди зимний спад цен, предлагать заморозить их, чтобы потребителям якобы стало легче!

Политическая воля хоть как-то проявляется?

- Весной я обратился в ФАС с вопросом, почему мы не вводим формулу ценообразования для АЗС, определив нормированный доход и уровень наценки? Мне ответили: если бы так, то к выборам президента мы получили бы «бунт пустых канистр». Никто не готов пойти на прирост цен на АЗС за месяц на 10-12%. Момент упущен. Надо было освободить цены на АЗС прошлой осенью, когда начался галопирующий рост в опте. А поступили наоборот: административно задушили, опасаясь социальной напряженности.

Вы думаете, что сейчас опт и розница снижались бы одновременно?

- Естественно, простой привязки недостаточно. Это комплекс мер, включающий в себя индикатор рыночной цены. Его у нас нет. Там, где отечественный бизнес все же ориентируется на индикаторы, например, в поставках углеводородов на экспорт, идет привязка к зарубежным показателям. Например, цена российского газа формируется на основе котировок Platts. Необходимо переделать внутреннюю структуру российского топливного рынка, в том числе с помощью биржевой торговли. В результате появится объем свободно обращающихся нефтепродуктов, и как следствие - индикатор рынка.

Но идея нефтяной биржи до сих пор не идет дальше слов…

- Чиновники Минэкономразвития говорят о ней последние 7-8 лет. Все это время они радостно рапортовали, что задача решена, уходили с должностей, а воз оставался на месте. Вроде бы сейчас ситуация начала меняться. На биржу пришли новые люди, которые не дают пресс-конференций, но на основе нашего общения я вижу: работают и продвигаются. Биржа может в полную силу запуститься в начале 2009 года. Формально она работает давно, но лишь с тестовыми объемами.

Что произойдет, когда появится рыночный индикатор?

- Надо привязать цены на АЗС к этому индикатору через простую формулу. Как считается налог на прибыль? По-разному, но, в общем, берется индикатор рынка за отчетный налоговый период, после чего подсчитывается реализация, и размер прибыли привязывается не к реальной цене закупки, а к этому индикатору. С учетом этого взимается прибыль. Такая система работает при формировании экспортных пошлин на нефть. Другой способ: все, что свыше определенной нормированной наценки, облагается двойным налогом. Но, главное - определить сам принцип фискального режима.

Кто выигрывает от высоких цен на АЗС?

- Владельцы АЗС зарабатывают сверхприбыли. Прежде всего, сами ВИНКи. Они говорят: мы сейчас компенсируем потери, которые понесли в течение полугода, а также текущие убытки от экспорта. В октябре у нефтяников реально была патовая ситуация, когда размер пошлины оказался сопоставим с ценой самой нефти. Вторая категория – частные владельцы АЗС. Они полгода работали в ноль или в минус, а теперь копят жирок. Правда, прибыль уже сумасшедшая. Заправщики пользуются сложившейся ситуацией: себестоимость входящего продукта резко упала, но розничные цены можно не снижать: клиенты как покупают независимо от цены.

Что делать людям или организациям, чья деятельность связана с перевозками?

- Потребители должны как-то реагировать. Спрос на топливо с АЗС крайне неэластичен, люди не меняют характер поездок и место заправки даже из-за резкого изменения цен. Таким поведением россияне кардинально отличается от граждан ЕС или США. При повышении розничных цен там народ сразу пересаживается на более экономичные машины или на общественный транспорт. У нас ничего не происходит: поставят 30 или 10 рублей за литр – все одинаково.

Виноваты водители?

- Несколько лет назад, когда цены на АЗС стали расти, аналитики и экономисты предсказывали, порог эластичности в 20 рублей за литр. Якобы после этого в сознании произойдет некий перелом, и начнется серьезное движение в область экономии топлива. Литр бензина стоит больше 20 рублей, но не произошло ничего. По законам рынка, если одна АЗС опускает цены относительно соседей, то у нее должна увеличиться реализация. В России население до сих пор не считает деньги на бензин, люди заправляются либо где привыкли, либо где проще.

Кризис изменит ситуацию?

- Возможно. Если снизу появится давление в виде изменения спроса и большей чуткости к цене, а сверху политическая воля – может, что-то и произойдет. Мы еще в 2006 году разработали и пытались предлагать пакет услуг по оптимизации потребления топлива внутри предприятий. Продукт до сих пор никому не был интересен. Руководители, обычные сотрудники рассуждали: неважно, сколько потребляет предприятие, будь оно строительное, ремонтное или дорожное. Цены на бензин растут галопом, а все машут на это руками. Зато теперь ежедневно слышу: не могли бы вы нам помочь снизить потребление топлива? И на каком фоне эти вопросы появились? Когда оптовые цены упали в два раза! Где логика? У предприятий просто кончились деньги из-за кризиса. Есть смысл дождаться, когда у «частников» тоже кончатся деньги. И АЗС наконец почувствуют эффект от управления ценовой политикой.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России

Выберите Ваш город: