Шапка сайта
news list
30.03.2009

Цены топлива на АЗС Московского региона. Прогноз на апрель.

news content

Начиная с середины лета прошлого года цены на розничном рынке достигнув пиковых значений,  начали непрерывное снижение, которое продолжается до сих пор. За этот период (9 месяцев)  цены на бензины снизились в среднем на 5,6 рубля (минус 24%), дизельное топливо - на 5,8 рубля (минус 22%).

Динамика изменения цен на Московских АЗС, построенная по данным Московской Топливной Ассоциации, представлена на графике.

Цены топлива на АЗС  Московского региона. Прогноз на апрель.

По состоянию на 30 марта 2009 года цены на бензины вернулись на уровни двухлетней давности. Лишь только дизельное топливо превышает этот уровень в среднем на два рубля.

Основная причина снижения розничных цен общеизвестна: - это падение мировых цен на нефть, падение спроса на внешнем и внутреннем рынках. Реализация топлива через систему АЗС снизилась на 14% даже в таком успешном регионе, как Москва, не говоря уже об отдаленных регионах. А поводом к снижению все чаще становится активное давление на нефтяных монополистов со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Вот хроника борьбы ФАС с нефтяниками:

- осень 2008 г.:  ФАС России признала четыре крупнейшие вертикально-интегрированные компании ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром нефть" и ОАО "ТНК-BP Холдинг" нарушившими антимонопольное законодательство. На указанных юридических лиц были наложены штрафы на общую сумму около 6 млрд. рублей;

-27 марта 2009 г.: ФАС возбудило дело в отношении ОАО "Самаранефтепродукт" (дочка "Роснефти"), выразившимся в поддержании монопольно высокой цены на автомобильный бензин и дизельное топливо на розничном рынке;

-27 марта 2009 г.: Арбитражный суд Алтайского края отказал ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" в удовлетворении заявлений о признании незаконными решения;

-26 марта 2009 г.: ОАО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» не удалось обжаловать решение и предписание Краснодарского УФАС РФ в Арбитражном суде Краснодарского края по вопросу нарушения закона о конкуренции.

Не буду утомлять читателей перечислением всех исков ФАС к монополистам. Их достаточно много, более тридцати. Штрафы могут составлять от 1% до 15% выручки от реализации товара.

В последние дни ФАС выступил с новой инициативой, а именно:  с целью обеспечения прозрачности ценообразования на рынке нефтепродуктов и развития конкуренции провести разделение юридических лиц внутри холдингов по видам деятельности - хранение, оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. Это сильный ход. Он незначительно повлияет на конечную цену АЗС, но защитит владельцев независимых АЗС от убытков в критические периоды, когда ВИНКи устанавливают цены на собственных АЗС ниже оптовых цен для тех же независимых АЗС.

Исходя из нынешнего состояния оптовых цен и цен на АЗС, постараемся сделать подобие прогноза на розничные цены апреля 2009 года. В качестве критерия оценки «справедливой» цены на АЗС принята средняя  доходность АЗС, полученная нами по результатам мониторинга за период относительной стабильности оптовых и розничных цен: -  с октября 2006 г. по октябрь 2007 г.  За этот период средняя доходность  АЗС составляла:  по бензину Аи-92 - 28% от себестоимости товара, поступившего на АЗС, с учетом транспортных и операционных затрат (4,2 р/литр);  по дизельному топливу -  35%  (4,5 р/литр). Исходя также из факта, что фискальная политика по отношению к АЗС за это время не изменилась можно рассчитать «справедливые» розничные цены по состоянию на 27 марта 2009 года.

Номенклатура

Средние оптовые цены по состоянию на 27 марта, руб./литр (руб./тн.)

Средние цены на АЗС по данным МТА на дату 27 марта,

Доходность АЗС за минусом транспортных и операционных расходов(1,5 р/л.), руб./литр

Доходность, АЗС за минусом транспортных и операционных расходов, %

руб./литр

Аи-95

13,86

20,62

5,26

34%

Аи-92

13,55

18,48

3,43

23%

Аи-80

11,10

16,09

3,49

28%

ДТ

13,18

19,62

4,95

34%

Исходя из представленных расчетных значений доходности АЗС, можно утверждать, что труды ФАС оказались плодотворными. ФАС загнала розничные цены  в вилку, при которой соблюдается среднестатистический ценовой баланс между оптовыми и розничными ценами при среднестатистической норме доходности АЗС  (25-35)%.

Аналогичные расчеты, проведенные нами по состоянию на декабрь 2008 года, показывали неоправданно высокую доходность: - от 50% до 100%.

Теперь собственно о прогнозе. Кратковременные изменения оптовых цен в пределах +/- 1000 р./тн. никак не отображаются на ценниках АЗС. Но если оптовые цены приобретают устойчивый повышательный тренд,  ценники на АЗС начинают переписывать, как правило, спустя 30 и более дней. Такое запаздывание объясняется значительными складскими запасами у крупных нефтяных компаний, а также нежеланием признать себя в роли  «первопроходцев» в повышения цен.  Именно в этот период независимые АЗС, не обладающие достаточными складскими запасами, и работающие, как правило «с колес» несут убытки. При устойчивом понижательном тренде оптовых цен, запаздывание адекватного снижения в рознице также составляет примерно 30 дней. Если это запаздывание затягивается до неприличия, то подключается ФАС и придает этому процессу некоторое ускорение, чему мы и являемся свидетелями в настоящие дни.

Учитывая относительную стабильность оптовых цен, хорошую рентабельность АЗС,  инерционность пересмотра цен на АЗС, можно предположить, что в начале апреля продолжится «мягкое» снижение розничных цен еще на 20-50 копеек с литра.  На этом процесс снижения остановится и возьмет паузу в ожидании дальнейшего  внутреннего спроса, внешних  цен на нефть, состояния мировой и внутренней экономической жизни.

И, наконец, главное, что может разрушить любой прогноз - это политизированность розничной цены топлива. Любое заседание правительства с приглашением на него нефтяников, может разрушить любой прогноз.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России