Шапка сайта
news list
01.04.2010

Там, где нет рынка, должны быть формулы.

news content

Коллеги, разрешите еще раз высказать свою позицию относительно дискуссии на тему «Конкуренция формул или формула конкуренции?», прошедшей 30 марта  по инициативе МинЭкономразвития, Кортес и Нефтегазовая Вертикаль.

Обсуждению подвергались формулы расчета предельных ценовых ограничений на российском рынке нефтепродуктов, представленные МЭР, МинЭнерго, ФАС и нефтяными компаниями. Собственно формулы уже давно обсуждались и в сообществе известны.

Тем не менее, в ходе обсуждения представителем от ВИНКов (Лукойл) был поставлен главный вопрос, который не предполагалось обсуждать: кому и зачем нужны эти самые формулы? И нужны ли они в принципе? Позиция нефтяников такова: если правительство полагает с помощью этих формул снизить цены на внутреннем рынке, то для этого есть уже давно отработанный механизм в виде экспортной пошлины, регулируя которую можно получить желаемый ценовой ограничитель. И не нужно изобретать никаких формул. Если же эти формулы нужны ФАСу, как критерий для применения штрафных санкций к нефтяным компаниям, превысивших допустимый порог цен, то только эта цель и оправдывает существование этих самых формул. Здесь же нефтяники предложили формулу цены как среднемировая цена СМЦ +/- дифференциал, равный 20%. Конечно же, это насмешка над здравым смыслом, поскольку в этот, указанный нефтяниками диапазон, с запасом укладываются и цены прошлых лет и будущие «ценовые грехи», что дискредитирует формулу полностью. С другой стороны, загнав нефтяников формулами в угол, возникает риск получить дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке со всеми вытекающими из этого грустными последствиями.

По нашему мнению формула-ограничитель безусловно нужна, но при этом необходимо соблюдать крайнюю осторожность и осмотрительность по принципу «не навреди», чтобы не получилось как у бессмертного Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Принципиальным, по нашему мнению, является выбор базового индекса цен для включения в формулу.  Изначально предполагалось, что таким индексом должны быть котировки цен западных и российских агентств на базисах мировых центров нефтяной торговли: Северо-Западная Европа, Средиземное море, Северная Америка, Сингапур. Но уже в ходе дискуссии некоторые участники стали продвигать в качестве базового индекса не внешние индексы, а котировки от отечественных бирж. С этим согласиться категорически невозможно по следующим соображениям. Отечественные биржи в классическом понимании этого термина не являются биржами как так таковыми. Скорее это общероссийские торговые площадки, на которых присутствует 5-6 продавцов в лице ВИНКов и неограниченное число покупателей. Монополизм продавца генетически встроен в торговую систему нефтепродуктами на внутреннем рынке РФ. На классической бирже выпадение одного или даже десятка участников никоим образом не скажется на котировках. Теперь представьте, что, например Роснефть или ТНК-BP выпадет по каким-либо причинам из числа нынешних биржевых игроков на пару месяцев. Во что превратится внутренний биржевой индекс?

Оптимизм участников, продвигающих отечественные биржевые индексы, подогревается тем обстоятельством, что объем биржевых торгов неуклонно возрастает, и достиг уже 10-12% от внутреннего потребления нефтепродуктов. Не обольщайтесь, даже, если через биржу будет продаваться 300% от внутреннего потребления, на рынке сохранится монополизм отечественных ВИНКов, которые вне зависимости от количества проданного товара будут выставлять цену из соображения равнодоходности внутренних и экспортных продаж. Не составит также труда ограниченному числу доминирующих биржевых игроков согласовать свои ценовые позиции. В этой связи неоспоримыми остаются предложения правительственных ведомств включать в формулы-ограничители внешние котировки.

Есть другие, более весомые, чем биржевой оборот, аргументы в пользу внутренних биржевых котировок. Доля бензинов и авиатоплива, отгружаемых на экспорт, не превышает 15-20% для бензинов и 20-25% керосина от общего производства. Основная доля остается в России. В этой связи, цены внутреннего рынка, на котором реализуется основная их доля,  являются более объективным показателем, чем экспортная альтернатива.   Для этих позиций нет острой необходимости вводить формулы, а использовать котировки отечественных бирж и электронных площадок.

Что же касается дизельного топлива и мазута, более половины которых уходит на экспорт, то здесь нужна жесткая ограничительная ценовая процедура. И нужна она, в первую очередь, не потому, что кому-то хочется обрезать нефтяников, а потому и только потому, что внутренние, необоснованно завышенные цены, душат отечественную экономику, стали тормозом ее развития. Ведь не зря же правительство директивно снижает цены на дизельное топливо для аграрников России. Можно осуждать правительство за нерыночные методы поддержки отечественных производителей, но они проистекают из понимания того, что цены нефтяниками неоправданно завышены.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России