Шапка сайта
news list
21.02.2011

$200 за баррель: "За" и "Против"

news content

На сайте "Нефть России" http://www.oilru.com/news/235651/ опубликован анализ факторов, которые могут загнать нефть в $200, и противоположные им аргументы, ограничивающие возможный рост нефтяных цен.

Невозможно предсказать, как поведут себя нефтяные цены на фоне арабского кризиса, но нам показались убедительными аргументы как той, так и другой позиции относительно поведения нефтяных цен.

Перепечатываем их.

1. Позиция: $200 и более:

"• мировое энергетическое агентство считает, что ежедневный спрос на нефть в мире в 2011 году возрастет до 1,4 млн. баррелей;

• Министр энергетики и нефти Венесуэлы Р. Рамирес предупредил о том, что можно ждать взлета цен до фантастической отметки $ 200 и потребовал срочного созыва внеочередного совещания ОПЕК;

• авторитетная компания «Barclays Capital» не исключает повышения стоимости нефти до $ 250, если Суэцкий канал будет перекрыт. Аналитики компании говорят, что без сжиженного газа, следующего через канал, рынок пошатнется, но выдержит, но без нефти будет катастрофа;

• о возможности нового глобального кризиса предупредил Нуриэль Рубини, в свое время предсказавший мировой кризис 2008-2009 гг. По его подсчетам, три из пяти последних мировых рецессий стали следствием волнений на Ближнем Востоке. Последний глобальный кризис разразился не после падения экономики США в 2007 году, а после того, как осенью 2008 года цена на нефть подскочила до $ 148;

• аналитики напомнили, что доля Суэцкого канала и параллельного ему нефтепровода SUMED составляет около 20% мирового танкерного транзита «черного золота». Ежедневного по каналу проходит от 50 до 100 крупнотоннажных танкеров;

• Запад слишком зависит от Суэцкого канала. Через него Европа получает 50% нефти с Ближнего Востока (в первую очередь, из Саудовской Аравии, крупнейшего добытчика нефти в мире), а США – 30%;

• если Суэцкий канал закроется, нефть придется доставлять на танкерах вокруг Африки, а это лишние 6-7 тысяч миль и 10-18 дней;

• на газораспределительном терминале в Эль-Арише произошел взрыв, прервавший поставки газа из Египта в Израиль. Каир обязался поставлять газ Израилю еще в 1979 году в соответствии с условиями мирного договора между этими странами – соседями и антагонистами. Предварительная причина взрыва – теракт с целью ухудшения израильско-египетских отношений;

• Суэцкий канал наверняка станет орудием шантажа Запада, если к власти придет «режим мулл», как это случилось в Иране. Именно арабская солидарность с Египтом в его противостоянии с Израилем и поддерживающим его Западом в 1973 году привела к первому скачку цен на нефть, которые в одночасье возросли в 3-5 раз (с $ 2-3 за баррель до $ 10-12 – о тех ценах теперь вспоминается с грустью) и поставили на грань выживания всю западную экономику. Не следует забывать, что более 90% египтян с ликованием встретили известие об атаке «Аль-Каиды» на США в 2001 году;

• политические обозреватели отмечают «невнятную» позицию США во время народных волнений в Тунисе и Египте. Демократия демократией, но Америка потеряла самых верных своих союзников в арабском мире;

• В Китае, втором в мире после США потребителе энергоносителей, уровень инфляции в январе с.г. оказался равен 4,9% (против прогностических 5,3%). При этом импорт нефти в Китай в начале года по сравнению с 2009 г. возрос на 27%."

2. Позиция " Паника преждевременна"

"• блокада Суэцкого канала никому не выгодна: ни Западу, зависящему от нефтяных поставок, ни нефтедобывающим странам, чье богатство основано как раз на экспорте «черного золота» – в той же Саудовской Аравии за границу направляется до 95% добытой нефти;

• Суэцкий канал – главный донор египетской казны, поэтому страна объективно не заинтересована в его закрытии;

• многие европейские судоходные компании отказались от использования Суэца еще 2 года назад, когда Египет резко поднял плату за прохождение судов по каналу. В итоге поступления в государственную казну от эксплуатации судоходной магистрали не только не выросли, но и упали на 20%. Не в этом ли одна из причин египетской революции, о которой не пишет ни одно западное СМИ, намекают эксперты?

• нефть на мировом рынке начала дорожать еще до начала событий в Египте – в начале 2011 года она уже была на очень высокой отметке $ 90 за баррель;

• Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри заявил, что в случае проблем с Суэцким каналом картель увеличит объемы добычи нефти. То есть можно будет добывать больше нефти в тех регионах, откуда доставка не связана с Суэцким каналом;

• 1-1,5 млн. баррелей сырой нефти, ежедневно транспортируемых через Суэцкий канал, – это всего лишь от 2,5 до 4,5 процента мировой суточной потребности;

• некоторые аналитики указывают, что роль Суэцкого канала в мировом транзите нефти не так уж велика, как считается. Канал имеет много ограничений для танкеров (осадка – не более 21 м, ширина – не более 50 м, высота – не более 64 м), поэтому для транспортировки нефти по нему используются только средние по водоизмещению танкеры;

• США и Европа с каждым годом все меньше зависят от ближневосточной нефти, транспортируемой через канал. Саудовская Аравия с 2009 года уже не является главным импортером нефти в США, пропустив вперед Нигерию и Мексику (которым Суэц не нужен): если в 2008 г. нефть из Саудовской Аравии составляла 17% всего импорта США, то в 2009 г. эта доля упала уже до 10-11%;

• Саудовская Аравия переориентируется на Дальний Восток , и для этого ей также не нужен Суэцкий канал. Основными покупателями аравийской нефти сейчас становятся Китай, Япония и другие «драконы» Тихоокеанского региона. Объем поставок саудовской нефти в Китай уже превышает ее экспорт в США.

• Европа много лет успешно воплощает в жизнь принципы политики энергетической безопасности, согласно которой в любой стране ЕС доля одного экспортера энергоресурсов не может превышать 30% от всего объема поставок. Во-первых, демонополизируются каналы поставки энергоносителей. Например, Германия, крупнейший импортер нефти в Европе, раньше «черное золото» получала из двух основных источников – из Саудовской Аравии и Ливии. В 90-х гг. прошлого столетия главными поставщиками в страну стали Россия, Норвегия и Великобритания (в первой десятке экспортеров из стран Персидского залива присутствует только Саудовская Аравия). Во-вторых, диверсифицируются типы энергоносителей – Европа снижает объемы потребляемой нефти и больше внимания уделяет газу и нетрадиционным видам энергетики. С этой целью уже построен газовый «Северный поток» из России, в скором времени начнется строительство новых газопроводов – «Южного потока» из России, Nabucco из Азербайджана, подводного газопровода из Северной Африки;

• английские и американские кампании прорабатывают проект строительства самого длинного в мире нефтепровода из богатого углеводородами Судана – через всю Африку к берегам Атлантики. При осуществлении этого глобального проекта роль Суэца моментально снизится в мире;

• в США рассматривают возможность отказа от моратория на добычу нефти и газа на 80% континентального шельфа страны, введенного еще в 1981 году. Там прячется не менее 100 млрд. баррелей нефтересурсов, и Америка могла бы дополнительно добывать до 3,5 млн. баррелей в сутки;

• в США начали использовать новые технологии бурения на недоступных ранее территориях. Новое месторождение на западе страны будет приносить более 2 млн. баррелей в день – больше, чем добыча в Мексиканском заливе. Новый метод бурения позволит снизить импорт нефти в США более чем на 50%. Китай очень заинтересован в этой технологии и готов вкладывать в нее миллиарды;

• крупнотоннажный танкерный флот сейчас простаивает. Нефтеналивные суда типа VLCC могут перевозить 2 млн. баррелей сырой нефти – в 2 раза больше, чем те что курсируют сейчас через Суэцкий канал. На сегодняшний день в мире действует около 500 танкеров VLCC, и ожидается ввод в эксплуатацию еще 60 в ближайшее время. То есть их достаточно, чтобы наладить доставку нефти в Европу и США из Персидского залива, а их крупные емкости могут компенсировать, хотя бы частично, расходы по удлинению транзитного пути вокруг мыса Доброй Надежды;

• и не стоит забывать, что в Средиземном море находится 6-й флот США, а в Аденском заливе курсируют боевые корабли Евросоюза и других государств, защищающие мирные суда от сомалийских пиратов. В случае угрозы мировому порядку военные могут применить силу для деблокирования Суэцкого канала."

Невозможно отдать предпочтения ни одному из сценариев. Но ясно одно, ниже $100 за баррель мы в обозримой перспективе не увидим.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России