Шапка сайта
news list
11.07.2011

Дефицит бензина переходит в хроническую форму.

news content

В период с 2005 по 2010 г.г. в России ежегодно отмечался прирост добычи нефти. С 470 млн. тонн в 2005 году добыча возросла на 7,4%, до 505 млн. тонн в 2010 году. За этот же период переработка нефти на отечественных НПЗ возросла на 20,3%, с 206,8 до 248,8 млн. тонн.

Казалось бы, успехи налицо, темпы переработки чуть ли не втрое превышают темпы добычи. Но, вникнув структуру переработки, становятся явными проблемы отечественной переработки как следствие государственного регулирования в этой области.

Первая проблема, и основная – несмотря на достаточность перерабатывающих мощностей, глубина переработки остаётся на низком уровне – 71%. Выход из тонны нефти светлых нефтепродуктов, а особенно бензина недостаточен для насыщения рынка. А государство не создало стимулов нефтяникам для повышения глубины переработки нефти. В результате российские НПЗ перегоняют нефть в мазут. Так, к сожалению, выстроена фискальная политика государства по отношению к нефтепереработке.

На диаграммах представлена динамика производства мазута, дизельного топлива и автомобильного бензина.

За прошедшие пять лет рост производства дизельного топлива составил 17,4%, мазута – 23,5%, автомобильного бензина – 12,8%.

Цифры красноречиво говорят о том, что нефтяникам невыгодно производить бензин. Здесь две причины. Первая, для повышения глубины переработки необходимы колоссальные суммы инвестиций в устаревшее технологическое оборудование российских НПЗ. Нефтяники нашли бы эти деньги, но тут возникает втора причина – зачем? Государство не только контролирует, но и пытается управлять ценами. Ежегодно правительство требует от нефтяников снижать цены для посевной и уборочных компаний.  Непрерывно ФАС давит на нефтяников со стороны оптовых и розничных цен обвиняя нефтяников в монополизме, сговоре и прочих грехах.  С одной стороны правительство пытается выжать из нефтяников максимум в бюджет, непрерывно повышая акциз, с другой стороны, то же правительство, требует снижения оптовых и розничных цен, особенно в преддверии избирательных компаний. Устанавливая политические цены на бензин, правительство и создаёт условия для хронического дефицита. Никакой коммерчески ориентированный инвестор не будет вкладывать средства в заранее убыточный проект.  Это могут позволить себе только государственные нефтяные компании  - Роснефть и Газпром нефть. Но и они, не спешат с модернизацией собственных НПЗ.

Возможность хронического дефицита бензина иллюстрирует диаграмма. Темпы роста численности легкового автотранспорта в два раза опережают темпы роста производства бензинов. За пять предыдущих лет легковой автотранспорт вырос на  43% (с 23 млн. единиц до 33 млн. единиц), а рост производства высокооктанового бензина всего лишь 12,8%. Естественно, что уже в ближайшие два-три года в России образуется хронический дефицит. Уже в 2012 году, по расчётам МинЭнерго, прогнозируется дефицит от 7 до 8 млн. тонн. Особенно он будет проявляться в весенне-летние периоды повышенного сезонного спроса. «Заградительные» пошлины не спасут. Доля экспорта бензина не высока, всего 10% от общего производства. Дефицит будет покрываться импортом бензина. Цены на него, как вы догадываетесь, будут приближаться к западноевропейским.

Мазут производить нефтяникам выгодно опять же по двум причинам. Первая хороший спрос на экспорте, а экспортируется чуть ли не весь мазут, в среднем 84% от произведённого на НПЗ. Западные покупатели используют мазут не в топках ТЭЦ, а как сырьё для повторной глубокой переработки, выгоняя из него бензиновые и дизельные фракции. Вторая  - льготные экспортные пошлины. Для мазута они в четыре раза ниже таможенных пошлин на нефть.

В целях  понуждения нефтяников к глубокой переработке нефти МинЭнерго подготовило новый экспортно-таможенный проект "60/66", согласно которому экспортные пошлины на мазут будут поэтапно повышать с 38%  до 60% от пошлины на нефть. Пошлины на нефть также будут снижены примерно на 7% путём обновления формулы расчёта пошлины. Проект пытались запустить уже с июля 2011 года, но что-то не сработало на высшем уровне и сроки введения формул опять перенесли.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России