Шапка сайта
news list
24.11.2011

Цены внутренние и внешние - сравнительный анализ.

news content

Непрерывное снижение оптовых цен на бензины, начавшееся в октябре, вызывает у нефтяников тревогу. Всё чаще поднимается вопрос об отмене заградительных пошлин на бензины. Однако правительство в лице И. Сечина не предполагает в ближайшие месяцы снимать ограничения, установленные в виде заградительной экспортной пошлины, рассчитанной по формуле 0,9 от экспортной пошлины на нефть. В ноябре  бензиновая пошлина составляла 353,70 доллара за тонну против незаградительной – $259,30/тн.  Безусловно, принятые меры правительства, хоть и с запозданием, но практически перекрыли экспорт бензинов и устранили, разразившийся весной топливный кризис.

Причина  кризиса общеизвестна, мощности нефтепереработки в России отстали от потребностей внутреннего рынка. И в этой связи, до тех пор, пока нефтепереработка не будет сбалансирована с внутренним спросом, отпускать бензины на экспорт означает наступить на одни и те же грабли вторично. С другой стороны, нефтяные компании сильно лукавят, когда призывают открыть экспорт бензинов, т.е. устранить заградительные пошлины. К чему это приведёт? Опять к очередному импульсу роста цен. Подсчитаем. На графике представлены динамика изменения цены на бензин марки Аи-95 на внутреннем рынке по данным биржи СПбМТСБ (http://www.s-pimex.ru/infocenter/indicators/) и расчётное значение индекса экспортных цен (нетбэк) по методике РТС-ойл (http://www.rts.ru/ru/index/oil/values.aspx) , как если бы отгрузка проводилась с Московского НПЗ на Северо-Западную Европу.

Более чем два месяца нефтяные компании продавали бензин Аи-95 на внутренний рынок со средней премией 8800 р/тн (35%) относительно экспорта. Предположим, что заградительные пошлины на бензины не устанавливались бы совсем. В таком предположении нетбэк повысился бы в среднем на 94…97 долларов за тонну, а спрэд между  внутренними ценами и экспортом сократился с 8800 р/тн до 5800 р/тн. К чему отмена приведёт, не говоря пока о потерях бюджета? Возрастёт экспорт прямогонного бензина, оставив внутреннюю переработку без базового сырья. Опять возникнет дефицит, что даст нефтяникам козырь подтягивать внутренние цены к заветным 8800 р/тн.  Смогут ли НК поддерживать столь высокие цены внутреннего рынка? Сомнительно. Сдержать аппетиты нефтяников может импорт. На внутренний рынок может пойти импорт топлива из Белоруссии, располагающей избыточными мощностями нефтепереработки.  И он уже частично пошёл. На бирже СПб МТСБ в ноябре заключены первые сделки с белорусским дизельным топливом сорта, что подтверждает ценовую привлекательность российского рынка.  Например, цена бензина Аи-95 в Белоруссии составляет  $0,64 за литр, в России – $0,92 за литр. Естественно, белорусам выгоднее отправлять топливо в Россию. Со слов А. Лукашенко  «До конца этого года мы поставим до 40 тыс. т высокооктанового бензина, то, чего не хватает сегодня в Российской Федерации». Он отметил, что Беларусь готова и дальше поставлять в Россию подобную востребованную продукцию. Возникает вопрос, почему белорусам выгоден российский рынок при том, что нефть они покупают в России, затраты на переработку сопоставимы с российскими, а наши НК постоянно требуют от правительства льгот и преференций?

Внутренние цены на дизельное топливо также хорошо коррелируются с экспортными. Внутренний рынок даёт премию относительно экспорта в среднем 4800 р/тн (18%). Какие же премии удовлетворят нефтяников, чтобы полностью развернуть товар на внутренний рынок?  Здесь опять нужно вернуться к давнему предложению ФАС, согласно которому потолок  внутренних оптовых цен должен рассчитываться как нетбэк плюс некий фиксированный процент, отражающий премию внутреннего рынка. ФАС предлагал установить  5%. Однако предложение не было поддержано то ли по причине лоббистских действий нефтяников, то ли в надежде правительства на биржевую торговлю, которая сформирует реальные рыночные цены.  Вот биржа и сформировала «рыночные» цены, на 17% выше, чем для европейцев

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России