Ваш город:
Ваш город
Москва
Шапка сайта
news list
30.12.2011

Итоги 2011 года.

news content

Итоги 2011 года.

2011 год можно считать самым успешным для российских нефтяников и для российского бюджета. Нефтяные цены на фоне арабских революций в Египте, Тунисе, гражданской войны в Ливии подскочили в начале года с $98 до$123 за баррель. Однако не удержались на достигнутых высотах и под действием финансовых неурядиц в Евросоюзе, на ожиданиях рецессии в мировой экономике откатились к концу года к уровням 105…110 за баррель, что, впрочем, более чем комфортно для нефтепроизводящих стран. Среднегодовая цена нефти выросла с $78 в 2010 году до $111,80 за баррель в 2011 году, что является максимумом за всю истории нефти.

Итоги 2011 года.

Вот краткие выдержки из новостных лент информационных агентств.

- Чистая прибыль ОАО "НК "Роснефть" по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в январе-сентябре выросла на 35,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 170,94 миллиарда рублей, говорится в отчете компании.

- Чистая прибыль компании TНK-BP International за 9 месяцев 2011 года выросла в 1,75 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 6,8 млрд. долларов, сообщает пресс-служба компании.

- Чистая прибыль ОАО "ЛУКОЙЛ" по US GAAP в январе-сентябре текущего года выросла на 32% по сравнению с предыдущим годом - до 9,012 миллиарда долларов, следует из отчета компании,Выручка ЛУКОЙЛа в январе-сентябре возросла на 29,9% и составила 99,101 миллиарда долларов.

-Чистая прибыль, «Газпром нефти», за 9 месяцев 2011 г. увеличилась на 64% до $3 875 млн. по сравнению с 9 месяцами 2010 г.

- Чистая прибыль ОАО "Сургутнефтегаз" по российским стандартам бухучета за 9 месяцев 2011 года выросла в 2,4 раза - до 197,54 млрд руб.

- Чистая прибыль ОАО "Татнефть" за девять месяцев 2011 года по US GAAP выросла в 1,5 раза и составила 45092 млн. рублей (1 567 млн. долларов США)

- Чистая прибыль ОАО "АНК "Башнефть" по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в январе-сентябре 2011 года выросла на 52,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 1,309 миллиарда долларов, говорится в материалах компании.

- Чистая прибыль компании «Транснефть» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за период январь-сентябрь 2011 года выросла в 1,8 раза, до 153,015 млрд рублей.

Рост доходов нефтяных компаний и поступлений в бюджет России от нефтяного комплекса составил почти 40%  относительно 2010 года. «Нефтяная игла» как никогда дала очень сильную дозу допинга в 2011 году. Действие допинга кратковременно, а последствия известны – организм ускоренно дряхлеет и погибает. Но это уже политика, о грустном продолжать здесь не будем.

Итоги 2011 года.

Подобно тому, как динамика мировых нефтяных цен характеризует общемировые процессы и тенденции в экономике, в финансах, в геополитике, так и внутрироссийские котировки отображают все успехи и провалы  в области управления рынком нефтепродуктов.

Бензин.

2011 год начался с кудринской трёхлетней программы повышения акцизов на нефтепродукты с темпом 1,5 р/литр ежегодно с целью наполнения дорожного фонда и одновременной отменой дорожного налога. Получилось как всегда, розничные цены, вобрав в себя повышенный акциз, подскочили за декабрь-январь на 1,5… 2,0 рубля за литр, а дорожный налог по просьбе региональных властей, как потом оправдывался В.Путин, сохранился.  В шоферской среде начались брожения, интернет запестрел негодующими откликами на действия правительства. Реакция премьер-министра последовала незамедлительно. Собрав нефтяников в Киришах 7-го февраля, В. Путин потребовал снизить цены на топливо и нефтяники безропотно подчинились. Уже на следующий день все московские АЗС, подчинённые ВИНКам, вернули розничные цены на уровни начала января 2011 года. Но это был, пожалуй, главный провал 2011 года в политике «ручного» управления рынком. «Вручную» были заложены основы отсроченного дефицита топлива. И дефицит, спустя два месяца,  явился. Нефтяники, понимая, что внутренние продажи в сложившихся условиях не обеспечивают той доходности, которую гарантируют внешние рынки, развернули потоки нефтепродуктов на экспорт, оставив минимум для обеспечения собственных сетей АЗС.   За два месяца внутренние запасы были исчерпаны, рынок «высох» и к началу весны, к пробуждению повышенного сезонного спроса, разразился, так называемый, бензиновый кризис.  Не было ни одного региона, откуда бы не приходили сигналы SOS.

ФАС, по сложившейся практике погнал «третью волну» исков против нефтяных компаний. К концу декабря волна накрыла нефтяников штрафами - Роснефть - 1,756 млрд. руб., Башнефть - 0,778 млрд. руб., Газпром нефть - 0,979 млрд. руб., Лукойл - 0,609 млрд. руб.

Под давлением «бензинового» кризиса цены сорвались с цепи и к июню восстановили утраченные позиции, прибавив, примерно, по два рубля на литре. Срочно были приняты меры по защите внутреннего рынка от экспорта. С мая была введена заградительная пошлина на автомобильные бензины на уровне 0,9 от пошлины на нефть. Мгновенного успеха она не принесла, поскольку сообразительные нефтяники переключились с экспорта автомобильных бензинов на экспорт прямогонного бензина, но с июня заграждение поставили и на прямогон.  Рынок стал постепенно наполнятся бензинами. Уже в августе оптовые цены на бензины с заоблачных высот поползли вниз. В июне  В.Путин ещё раз созвал нефтяников в Киришах, но уже не ставил задачу снизить цены, а поступил, как и следовало - ввел экономические рычаги. Постановлением от 26 августа 2011 г. №716 введён новй, так называемый, экспортно-таможенный режим «60-66». Главное в режиме – у нефтяников отобрали льготные пошлины на мазут. С октября пошлина на мазут стала исчисляться с коэффициентом 0,66 от пошлины на сырую нефть против льготной пошлины с коэффициентом 0,467. В качестве некоторой компенсации нефтяникам, тариф «60-66» снизил, примерно на 7%, экспортную пошлину на сырую нефть. Таким образом, система «60-66» призвала нефтяников стимулировать производство сырой нефти, снизить производство мазута за счёт обновления нефтеперерабатывающих НПЗ на более глубокую переработку нефти.

Параллельно Министерстово энергетики подписало со всеми нефтяными компаниями планы-графики модернизации НПЗ вплоть до 2015 года. С 2015 года ставку пошлины на мазут поднимут до уровня пошлины на сырую нефть.

Программа дала ожидаемый эффект. Сегодня оптовые цены на бензины возвращаются к уровням 2010 года. Розничные цены вряд ли будут снижены. Их поддерживает акциз, вновь увеличивающийся с первого января, примерно на 1,3 рубля с литра.

Дизельное топливо.

Дизельное топливо по своей маркетинговой специфике  отличается от бензина. Во-первых, дизельное топливо в отличие от бензина,  активный участник экспорта. Примерно половина произведенного в России топлива отправляется на экспорт. Во-вторых, дизельное топливо имеет сезонные характеристики – зимнее, летнее. Зимнее топливо требует увеличенной керосиновой составляющей, что, как известно, приводит к дефициту авиатоплива в разгар новогодних праздников.

Весной, в разгар бензинового кризиса, дизельный рынок был спокоен. Цены на дизель росли в соответствие с общемировыми нефтяными ценами и внутренней налоговой политикой. Но и здесь,  без кризиса не обошлось, уже дизельного. А виной тому изменения в Техническом Регламенте « О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно ТР с первого сентября дизельное топливо с содержанием серы более 500 ррм запрещено к обороту на внутреннем рынке. Потоки дизеля из «трубы», заполненной дизелем с серой 1000ррм, оборвались. Воронежская, Курская, Орловская, Брянская области, традиционно потребляющие топливо из «трубы», остались без топлива. Нарушилась отработанная годами  логистика.  Железнодорожники не справлялись с нахлынувшим объёмом заявок. Оптовые цены с 25000 р/тн в конце августа выскочили к 31000 р/тн к середине октября. Для подавления кризиса со стороны Министерства энергетики были приняты срочные меры административного управления, надо отметить благотворные. Во-первых, "трубу" срочно, сначала отдельными нитками, стали заполнять и прокачивать дизельное топливо с серой 500 ррм в высохшие регионы. Во-вторых, административно перекрыли экспорт дизеля. Среднемесячный объём экспорта по северному маршруту с традиционных 600 тысяч тонн сократился в ноябре до 90 тысяч тонн. Все эти меры позволили довольно быстро погасить кризис. Уже к началу ноября  оптовые цены на летний дизель вернулись к терпимым значениям. Цены на топливо зимних сортов также с заоблачных 34000 р/тн вернулись к 29000 р/тн.

Биржа.

Кто порадовал в этом году, так это биржа СПб МТСБ. Основанная в сентябре 2008 года по воле Путина, а не воле рынка, на неё не возлагали особых надежд. Более того, нефтяники как могли, бойкотировали торги. Особенно это заметно по итогам 2009 года.  В 2011 году правительство установило квоту нефтяникам – не менее 15% от внутренних продаж проводить через биржу. Ослушаться нефтяники не посмели, 15% - процентный план вытянули. Объём продаж достиг 11 млн. тонн, оборот 260 млрд. рублей.

Итоги 2011 года.

Более того, нефтяники, похоже, вошли во вкус, в большинстве компаний ликвидированы. так называемые, отделы оптовых продаж. Остатки товара после распределения его по собственным сбытам, по экспорту и долговременным контрактам выводятся на биржу. И чем выше будет давать рынок премию относительно экспорта, тем больше мы увидим предложений и сделок. Впервые покупатель не зависит от прихоти того или иного менеджера в нефтяной компании. Давно ушло в прошлое высокомерное «туда гружу, сюда не гружу», «с ним буду заключать договор поставки, а с тобой не буду»  и так далее и тому подобное. Участники рынка открывают дверь (пока только открывают) в мир цивилизованной торговли.  Руководство СПб МТСБ строит амбициозные планы увеличить в следующем году оборот в разы, как минимум вдвое, до 22 млн. тонн. Цель, на наш взгляд, вполне достижимая.  Под биржевую торговлю  подтягивается и нормативная база. С 2012 года вводятся поправки в налоговый кодекс относительно трансфертного ценообразования, вступает в силу закон «Об организованных торгах», поправки о защите конкуренции.  Уверенность в перспективах биржевой торговли подкрепляют также действия регуляторов рынка, направленные на повышение качества нефтепродуктов с одновременным  увеличением объёмов производства за счёт углубления вторичных процессов. Возможно, к 2015 году наша нефтянка выйдет на профицит  производства бензинов относительно спроса. Вот тогда рынок из состояния «Рынка продавца» перейдёт в  состояние «Рынка покупателя», биржа установит баланс между ними и будет всем счастье.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России

Выберите Ваш город: