Шапка сайта
news list
23.04.2012

Индексы Platts и RTS Oil: - совпадения и различия.

news content

В одной из наших ежедневных рассылок, а именно от 22 марта 2012 года была затронута тема расхождения нетбэков, рассчитанных по методике ММВБ-РТС (семейство индексов под названием RTS Oil, см.  http://www.fuelservice.ru/blog/newsletters/759 и результатов расчётов аналогичного индекса из тестового информационного продукта агентства Platts под названием «Russian Marketscan». Цитирую: «С марта 2012 года известное мировое агентство Platts, приступило к мониторингу российского рынка нефти и нефтепродуктов, а также к ежедневной публикации нетбэков по нефти марки Юралс, газойлю(сера до 1000ррм), бензинам, мазуту. Достоинством отчётов является то, что, помимо собственно нетбэков, в рассылках Platts представлены все константы, вовлечённые в формулу расчёта, что повышает прозрачность и достоверность сведений.  Сопоставление с данными по нетбэкам, публикуемыми RTS Oil показывает не очень хорошую сходимость. Так по расчётам Platt’s нетбэк на ДТ с серой до 1000 ррм Московского НПЗ в направлении Сев-Зап. Европа через Вентспилс вчера составил 26576,64 р/тн, по расчётам RTS Oil - 27210. Разница 633 р/тн даёт основание встретиться представителям Platts и РТС для согласования методик расчётов и констант.»

Наша рассылка затронула обе стороны, пришлось принимать комментарии от обеих сторон. Здесь мы постараемся дать сходство и отличия в методиках, которые и приводят к расхождениям.  В качестве анализа выбран один единственный индекс из множества остальных, а именно, индекс на дизельное топливо с серой до 1000 ррм с поставкой, например, с Московского НПЗ на Северо-Западную Европу через Вентспилс, что по маршруту наиболее приближено к реальности.

1. Формула расчёта.

Оба агентства применяют единую формулу расчёта:

N (р/тн) = (((Ц – ЭП –Тр) * Курс)+ А) *(1+НДС/100),

где:

N (р/тн) - нетбэк на дату расчёта;

Ц -  котировка топлива в центре мировой торговли, $/тн;

Эп - экспортная пошлина,  $/тн;

Тр – сумма транспортных расходов, включающая цену прокачки (в качестве примера) от Московского НПЗ до Венспилса, перевалку в Венспилсе, фрахт «Венспилс-ARA»;

Курс - курс «Рубль/доллар» на дату расчёта;

А – акциз, руб/тн;

НДС – ставка налога на добавленную стоимость (18%).

2. Экспортная пошлина.

Как известно, экспортная пошлина на дизельное топливо в марте составляло $271,4/тн. Это значение закладывалось в расчёты RTS Oil весь март, а Platts закладывал значение пошлины $271,4/тн только до 15 марта, а, начиная с 16 марта, в формулу расчёта включалась апрельская экспортная пошлина, равная $304,00/тн. Разница в $32,6/тн, а это, примерно, 950 р/тн    и обусловила существенное расхождение в нетбэках между Platts и RTS Oil по этой константе в период до 15 марта.

Platts закладывает в расчёт пошлину, которая будет действовать через 15 дней от даты расчёта.  Свою позицию Platts обосновывает следующими соображениями:

«Мы в Platts при рассчетах нетбэков на нефтепродукты и сырую нефть изменяем экспортные пошлины как только их объявляют – в середине месяца. То есть с 15 марта мы используем апрельские экспортные пошлины.

Главным образом, это связано с тем, что любые спотовые котировки Platts отображают стоимость нефти или нефтепродукта в каком-нибудь будущем периоде со дня публикации. Например, как Вы наверное знаете, танкерные партии того же дизельного топлива торгуются в Европе сегодня, но с отгрузкой/поставкой в окне 10-25 дней в будущем периоде. Баржи в Роттердаме торгуются обычно в окне поставки 5-15 дней со дня публикации.

Основа нетбэков – европейская котировка, поэтому и компоненты их вычислений мы пытаемся привести к одному временному диапазону. Ведь, к примеру, если Вы купите дизельное топливо сегодня и захотите его экспортировать, то границу он скорее всего пересечет уже в апреле.»

Позиция RTS Oil по выбору пошлины: «Если срок действия пошлины обозначен, то для расчета индекса в этот временной период используется именно она. Это же относится и ко всем прочим величинам, участвующим в расчете. На российском внутреннем рынке настолько «раннее» применение экспортных пошлин может быть обосновано для нефти, когда в текущем месяце идут торги с поставкой ее в следующем месяце. Есть котировка на дату, на эту же дату, используя все актуальные составляющие, считается индекс. Назначение индекса – показать объективно существующую приведенную цену на дату расчета»

3. Акцизы.

Platts принимает для расчётов нетбэка ставку акциза равную 4098 р/тн, которая  распространяется, согласно налоговому кодексу,  на все дизельные топлива  с содержанием серы ниже экологического класса 3, то есть с содержанием серы более 350 ррм. Здесь возражений нет.

RTS Oil в выборе ставки акциза исходит из другой логики, а именно: «В методике РТС написано про "минимально разрешенный для реализации на внутреннем рынке", это класс 3. Его и применяем. Это более логично, упор делается на внутренний рынок».

Разница в методических подходах в выборе акциза дополнительно вносит расхождение на (4098-3814)= 284 р/тн в сторону снижения расчётных нетбэков по версии RTS Oil относительно нетбэков по версии Platt’s.

Справедливости ради следует отметить, что в РФ дизельное топливо экологического класса 2 с содержанием серы до 500 ррм Постановлением Правительства № 748 от 07сентября 2011 года допущено  к обороту на внутреннем рынке  до 31 декабря 2012 года.

4. Исходные котировки к расчёту.

Platts в качестве котировок на базисе Роттердам принимает собственные котировки «наши нетбэки в направлении Северо-Западной Европы считаются от котировок стоимости баржевых партий – сообщает менеджер Platts. -  Это связано с тем, что экспорт из России хоть и идет в Европу на танкерах, но в основном привязан к котировкам Platts barges FOB Rotterdam, так как это наиболее ликвидные и прозрачные оценки. К примеру, по мазуту во окне Platts торгуется 30-50 баржей ежедневно, по газойлю -10-20 ежедневно, в то время как по танкерам ликвидность обычно 1-3 груза в день.».

RTS Oil  в качестве котировок на базисе Роттердам принимает к расчёту котировки по данным Агентства Рейтер (Reuters): «Агентство Reuters имеет очень большое влияние на мировом информационном рынке, его котировки на этом рынке наиболее публичны, у Биржи ММВБ-РТС существует с ним договор, согласно которому и применяются его котировки».

5. Курс валюты (рубля).

RTS Oil в качестве курса рубля относительно доллара США применяет в расчётах курс Центробанка на дату расчёта индекса.

Platts в расчёты закладывает котировки рубля, взятые  на Форексе строго на 16-30 по Лондонскому времени (13-30 по Москве). Свою позицию обосновывает единой методикой  всего семейства индексов по всему миру и по всем валютам «Методология оценки Platts предполагает отражение значений цен согласно принципу MOC (то есть по последней цене). Например, европейские котировки отображают свои значения на 16.30 по Лондонскому времени, и в связи с этим значение нетбэков рассчитанных от цен этих европейских нефтепродуктов тоже отображают свои значения на 16.30 по Лондонскому времени. Platts использует единый источник курса валют – Форекс, для всех своих оценок по всему миру».

Обе позиции понятны и обоснованы принятой методологией.

6. Маршрут отгрузки.

В данном примере мы рассматривали один их из многих десятков всевозможных маршрутов отгрузки различных видов топлива или нефти  с различных базисов отгрузки в различных направлениях.  Так, например, дизельное топливо с Московского НПЗ но Северо-Западную Европу можно отгружать тремя маршрутами - через Вентспилс, через Санкт-Петербург, через Приморск. Более того, может меняться и схема доставки, например, в периоды навигации по рекам РФ более экономичным является речной транспорт по Волго-Балтийскому каналу. Однако выбор того или иного маршрута обусловлен не только коммерческой целесообразностью, но и возможностями перевалки, загруженностью портов, необходимостью вписаться во временные интервалы. Здесь не может быть однозначного решения. Соответственно и расчётные нетбэки носят довольно схематический характер, а не могут быть прямым руководством к действию.

Как следует из комментария RTS Oil, «Агентство выбирает маршруты по итогам ежемесячного мониторинга экспортных потоков нефтепродуктов как по направлениям, так и по видам транспорта . Согласно методике, предпочтение всегда отдается реальным маршрутам экспорта, он и используется для расчета».

7. Заключение.

Результаты наблюдений за расчётными нетбэками по версии Platts и версии RTS Oil  в период с 6 марта по 19 апреля показывают существенное расхождение, достигающее 5 %.

Причины расхождения перечислены, но они обусловлены не ошибками в расчётах, а принятой тем или иным информационным агентством методикой расчёта.  Невозможно дать категоричный ответ, какая из методик лучше, более достоверная. Каждый волен отдать предпочтение той или иной стороне.

Абсолютному же большинству потребителей этой информации нет необходимости знать нетбэки с точностью до копейки. Их вполне устраивает погрешность в пределах 100… 300 р/тн. Рядового потребителя информации интересует в большей степени не сам спрэд между нетбэком и внутренней ценой, а тенденция, своеобразный ориентир для понимания конъюнктуры внутреннего рынка завтрашнего дня. Реальные же экспортёры нефти и нефтепродуктов рассчитывают нетбэки по собственным, годами выверенным  методикам, или выбирают информационные агентства по собственным предпочтениям.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России