Шапка сайта
news list
09.04.2014

Биржевой-внебиржевой индикаторы.

news content

Если с биржевыми сделками, ценовыми индикаторами, объёмами торгов, наличием и доступностью к ресурсам участники рынка сталкиваются почти ежедневно, свыклись с ними, ищут и находят порой внутреннюю логику поведения рынка по внешним информационным сигналам, то к  индикаторам на внебиржевом рынке обращаются редко. Внебиржевая тема отделена от рынка, но, как оказалось, связана с ценовыми индикаторами, которые формируются в «биржевом окне».

Как известно биржа регистрирует все сделки и за пределами «окна». Цены, по которым производитель передаёт товар для реализации собственному сбытовому подразделению нельзя признать рыночными.  Именно поэтому биржа ведёт одновременно два параллельных ценовых индикатора – по биржевым и внебиржевым сделкам. Существует поверье, что нефтяные компании своим приближённым и сбытовым структурам дают льготные цены, намекая на коррупционные связи. Поверье пришло из далёких девяностых и даже из нулевых, когда такие формы, мягко говоря, имели место быть. Но с тех пор, как заработал биржевой механизм, с тех пор, как появились рыночные индикаторы, а главное, с тех пор, как налоговая служба стала признавать и опираться в своих претензиях на биржевые индексы, многое изменилось. Биржевые и внебиржевые индикаторы цен как по мановению волшебной палочки выровнялись.  Нефтяные компании в контрактах с собственными сбытовыми подразделениями предпочитают основываться на ценах, близких к рыночным, сформированным в ходе торгов между независимыми участниками рынка.

Этот вывод подтверждают диаграммы ценовых индикаторов, построенные на первичном материале, размещённом на сайте СПбМТСБ. В качестве примера нами выбран набор данных из архива  «Региональный индекс Москва».

Биржевой-внебиржевой индикаторы.

Биржевой-внебиржевой индикаторы.

Биржевой-внебиржевой индикаторы.

Как видим, внебиржевой  индекс в среднем отслеживает поведение биржевого.  Исключение составляет лишь нестабильный период с июля по октябрь прошлого года, когда рынок испытывал дефицит автомобильного бензина. Здесь нефтяные компании сдерживали внутрикорпоративные цены, чтобы не привлекать к себе внимание и обвинения в сговоре и спекулятивных настроениях.

В секторе дизельного топлива, где дефицита не отмечалось, Внутрикорпоративные и рыночные цены мало чем отличались друг от друга.

Обращает на себя внимание высокая вариативность внебиржевых цен по отношению к плавному характеру изменения биржевых индикаторов. Это можно объяснить различием подходов к внутрикорпоративному ценообразованию в различных нефтяных компаниях. Ведь московский региональный внебиржевой индекс рассчитывается по отдельно зарегистрированным внутрикорпоративным сделкам на НПЗ Ярославля (Роснефть, Газпром нефть), Рязани, Самары (Роснефть), Нижнего Новгорода (Лукойл), Нижнекамска (Татнефть). Условно говоря, Лукойл, к примеру, на Нижегородском НПЗ согласовал поставку 5 тысяч тонн дизеля в адрес своего сбытового подразделения «Центрнефтепродукт» по цене 28000 р/тн, а Роснефть могла аналогично установить цену 32000 р/тн. Отсюда и волатильность.  Но в целом, за полугодовой период с 1 июля по 31 декабря 2013 года средние биржевые цены бензина, даже с учётом пиковых «горбов», превышают внебиржевые всего на 4…5%, по дизельному топливу превышение ограничивается 3%.

Нет, не обнаружено манипулирование ценами на рынке и вне его.

Интерес представляет также весовое соотношение сделок на биржевом и внебиржевом рынке. Здесь трудно ожидать новостей, ведь минимальные значения заданы совместным приказом. Для бензинов – это минимум 10% от производства, для дизельного топлива – 5%.

В реальности, во втором полугодии 2013 года автомобильного бензина и дизельного топлива через биржевые сделки реализовано 14 – 17%, остальные 83…86% зарегистрированы как внебиржевые.

Биржевой-внебиржевой индикаторы.

В таком виде, если коротко, выглядит внебиржевой рынок, если на него смотреть без предубеждения. По сути, он зеркально отражает биржевые ценовые индикаторы, сформированные на относительно свободном конкурентном рынке. А в части объёмов, показывает нам долю независимого сектора розничного рынка в центральном регионе. Она по обороту (не путать с количеством АЗС)  составляет 14 - 17%.

Напомню, согласно методике СПбМТСБ региональный индекс «Москва», помимо Москвы и Московской области, распространяется ещё на 15 регионов центральной России -  Брянскую, Смоленскую, Тверскую, Курскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Владимирскую,  Нижегородскую, Рязанскую, Тульскую , Калужскую, Липецкую, Орловскую, Тамбовскую области.

Смоленская область

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России