Шапка сайта
news list
17.04.2014

О логике и результатах ценообразования на нефтепродукты в РФ.

news content

Цены на нефтепродукты в России в глазах рядового потребителя выглядят как полный произвол нефтяных компаний, цель которых как можно глубже забраться в карман автомобилиста при попустительстве государства. Чтобы развеять это заблуждение, мы в настоящей статье делаем попытку найти логическую цепочку, по которой цены приходят на стеллу АЗС. При этом мы не пытаемся дать оценку справедливо/не справедливо, не выстраиваем оправдания или осуждения происходящему, а лишь только излагаем наше понимание механизма формирования цен на российском рынке.

Существует два подхода, первый – рыночное ценообразование, второй - государственное регулирование.

К рыночному  типу относятся страны с развитой рыночной экономикой. Как правило, это все европейские страны. Здесь внутренние цены формируются в  конкурентной среде между национальными производителями и допущенными на рынок нефтяными компаниями. На европейском рынке присутствуют такие компании как BP, Esso, Exxon, Jet, Shell, Total, Eni, Statoil, PKN Orlen, Repsol, Газпромнефть.

Ко второму типу относятся страны с жёстким государственным регулированием. Как правило, это страны с переходной экономикой. К ним, в частности,  относятся Казахстан, Азербайджан, Китай, Белоруссия, ближневосточные добывающие страны, где цены назначает государство. В Китае правительство корректирует внутренние цены на основе мониторинга мировых цен, если за 22 рабочих дня мировые цены меняются более чем на 4%. В Казахстане регулирование (ограничением сверху) цен проводит Агентство по регулированию естественных монополий по сложному алгоритму, связывающего мировые цены на нефть, цены в России, поставляющей высокооктановый бензин в республику, остатки на нефтебазах, курса национальной валюты. Аналогично и в Белоруссии.

Существует и третий тип – смешанный. Цены на ГСМ в России напрямую не устанавливаются правительством, но у него достаточно рычагов в виде налогов, экспортных пошлин, акцизов для управления внутренними ценами, не прибегая к прямым указаниям. Оптовые российские цены, с тех пор как заработала биржа СПбМТСБ, с определённой долей уверенности следует признать рыночными. Независимые потребители, а их число перевалило за тысячу, встречаются на бирже СПбМТСБ с производителями топлива. В зависимости от соотношения «спрос-предложение» и формируется рыночные цены. В этом секторе отсутствует прямое государственное участие, за исключением требований к нефтяным компаниям реализовывать на биржевой площадке в режиме «непрерывности и регулярности» строго установленные объёмы. Для бензина установлена минимальная планка 10% от произведённого топлива, для дизеля – 5%, для авиакеросина – 10%,  для мазута – 2%. Также поставлено условие регистрировать все сделки, совершённые вне биржевого окна.

Но уже на розничном рынке, цены которого несут уже социальную нагрузку, правительство передаёт сигнал нефтяным компаниям через регуляторов рынка  в виде  «пожеланий»  сдержать или даже ослабить ценовую узду. Отказа на моей памяти не было. Особенно это заметно в периоды избирательных компаний федерального уровня, например,  в периоды думских или  президентских выборов.

По какому же сценарию формируются российские цены? Первое, что нужно учитывать – это открытость перед российскими нефтяными компаниями не только российского, но  внешнего рынков Западной Европы, Южной Европы, Тихоокеанского региона. Нефтяники вольны грузить свою продукцию туда, где выше маржинальность продаж, туда, где надёжный сбыт. В этом смысле торговля нефтепродуктами ничем не отличается от торговли другими товарами.  В итоге, российские оптовые цены формируются  вокруг цен внешних рынков. Именно российские вокруг европейских, а не наоборот. Рынок Европы – это 100 млн тонн бензина и 200 млн. тн дизеля в год. А рынок России – это 35 млн. тонн автомобильного бензина и 30 млн. тонн дизельного топлива. Естественно, что при таком соотношении российские цены будут выстраиваться вокруг европейских. Следует уточнить, что это утверждение применимо к тем видам топлива, которые экспортируются, например, к мазуту, дизельному топливу, частично к бензинам и неприменимо к керосину, который не экспортируется, остаётся на внутреннем рынке и биржевые цены на него формируются по внутрироссийской логике (а цены «в крыло» по общемировой).

Итак, рассмотрим на примере дизельного топлива, как вычисляет российский производитель эффективность того или иного рынка. Как выбрать направление отгрузки, на экспорт или на внутренний рынок? Допустим, что внутренняя цена на низкосернистое дизельное топливо (10ррм) производства Ярославского НПЗ на дату 21 марта установилась на уровне 31000 р/тн, что близко к реальности.  Это топливо производитель может отправить на рынок Северо-Западной Европы, где цена сложилась на уровне 950 долларов за тонну (ФОБ Роттердам) или реализовать в России. Цену на мировых рынках мониторят известные мировые агентства  - Platts, Argus, выпускают ежедневные бюллетени, а участники рынка энергоресурсов сверяют свои действия с котировками указанных агентств.

Цена завода, равнозначная по доходности цене западноевропейского рынка называется экспортной альтернативной ценой или нетбэком – дословно, цена рассчитанная в обратном порядке, и рассчитывается по формуле:

Ц (р/тн) = ((Ц($) – Эп($) -Тр($)) * Курс$ + А)*1,18,

где:

- Эп - экспортная пошлина ( 251,50 $/тн);

- Тр – сумма транспортных расходов, включающая цену прокачки от ЯНОСА до Приморска, перевалка в порту, фрахт «Приморск-ARA» ($82,21/тн) ;

- Курс$ - курс ЦБ? руб/$ (36,44 по состоянию на 21 марта 2014 г.);

- А – акциз (4767 р/тн);

- 1,18 – НДС (18%).

Подставив в формулу исходные данные, получаем значения нетбэка:

Ц (р/тн) = ((950 -251,50 -82,21) * 36,44+4767)1,18 = 30754 р/тн.

Для конкретного примера внутренняя цена 31000 р/тн на ЯНОСе и экспортная 30754 р/тн равнодоходны. Производителю нет особой необходимости в перенастройке потоков продаж. Повысить цену на западных рынках он не в состоянии, повысить цену на внутреннем рынке он виртуально способен, экспортными отгрузками искусственно осушить внутренний рынок, подогреть цены.  Но здесь на страже стоят регуляторы рынка – ФАС, Минэнерго. Могут, конечно, прозевать, как это было с бензинами летом прошлого года, но обычно пресекают такие поползновения на корню. Тем не менее, мы видим, что дисбаланс между внутренними и экспортными ценами гуляет внутри года в диапазоне +/- 4000 р/тн   , хотя за обозначенный на диаграмме период среднее значения нетбэка превышает среднее значение реальных биржевых сделок  всего-то на 32 р/тн (0,11%). То в среднегодовом исчислении внутренние и экспортные цены равны.

Заметно, что динамика поведения цен на внутреннем рынке несколько отстаёт по времени от экспортных индикаторов. Это ещё раз подчёркивает, что внешний рынок является ведущим, внутренний  - ведомым по отношению к рыночным индикаторам западноевропейского рынка.  Что же касается дисбаланса, то он возникает в основном накануне и в периоды ремонтов на НПЗ, в частности в апреле-мае 2013 года на ЯНОСе проводился ремонт. В мае завод прекратил продажи дизеля вообще.

О логике и результатах ценообразования на нефтепродукты в РФ.

Следующая фаза – это переход от крупнооптовых цен (цен на вагоне) к мелкооптовым, к ценам в бензовозе, доставляющем топливо от нефтебазы к конечному потребителю. Здесь несколько проще. Обычно мелкооптовая надбавка гуляет в пределах 1000 – 2000 р/тн, а её среднестатистическое значение за год составляет 1500 р/тн (+5%). Эта надбавка по своей сути есть плата на содержание сбытовых структур нефтяных  компаний, всевозможных  НК-Центр, НК-Восток, НК-Москва, НК-Тверь и прочие НК.

И, наконец, последняя фаза – назначение розничных цен. Как-то так сложилось, что продавцы топлива считают комфортной маржинальность розничных продаж ( разность между розничной и мелкооптовой ценой) в диапазоне 20-25%.  Маржу в 10% независимые владельцы АЗС считают пороговой, за которой начинаются убытки. Такие периоды бывают, по разным причинам, в основном из-за плановых ремонтов или внеплановых остановок завода.  Обычно они сопровождаются шумными комментариями в прессе, к теме подключаются регуляторы рынка, кого-то успокаивают, кому-то грозят пальчиком, но в итоге всё заканчивается благополучно. Завод возвращается к размеренному ритму, а среднегодовая маржинальность год от года держится на уровнях близких к 18%.

Казалось бы, теперь всё ясно и прозрачно, бери экспортную альтернативную цену прибавляй к ней 5-процентное мелкооптовое удорожание плюс маржинальность розницы 18 -20% и получаешь розничную цену. Но это упрощённая модель. Рынок дизельного топлива, как и любой другой продукт, имеет в России свою специфику. Обычно, сезонными факторами. Длинная и суровая зима требует зимних сортов дизельного топлива с температурой применимости до минус 32°С для европейской части России, не говоря уж о районах Сибири. Производят такое топливо с увеличенной долей керосиновой составляющей, а баланс производства керосина не обеспечивает одновременно и потребности в зимнем дизеле, и потребности авиатранспорта. (Существуют бескеросиновая технология, основанная на депарафинизации топлива, но она пока не доминируют в общем объёме производства дизеля). Дефицит керосина  оборачивается ростом оптовых цен на оба продукта. О керосине поговорим отдельно, а что касается дизельного топлива, то именно зимой цены на дизель дают основной годовой прирост.

Типичное поведение цен на дизель в опте и рознице представлено на диаграмме. Как видим, оптовые цены в начале зимы 2012-2013гг. «выстреливают» вверх на 10-11% . Вслед за ними производители вытягивают и розничные цены, в данном примере – плюс 8%.

О логике и результатах ценообразования на нефтепродукты в РФ.

Но вот зима закончилась, керосин уже не востребован, оптовые цены откатываются к изначальным летним уровням, а розничные цены не замечают прихода весны, замерзают на достигнутых высотах. Это уловка продавцов. Уловка бесхитростная и оттого обидная. Здесь бы и проявить принципиальность нашим регуляторам рынка, потребовать от продавцов адекватного снижения в рознице, но этого не происходит.  Наступает следующая зима и всё повторяется с удручающей регулярностью.

Вообще позиция наших регуляторов в области регулирования цен на розничном рынке трудно объяснить и оправдать. Неоднократно слышим от них, «цены на нефтепродукты возросли за год в пределах годовой инфляции». И преподносится это обществу как успех, как достижение ведомства. А в реальности это никакое не достижение, а топтание на месте. Темпы роста топливных цен должны быть как минимум вдвое ниже годовой инфляции, тогда и общероссийская инфляция покатится вниз.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России