Шапка сайта
news list
20.10.2014

Оптовые цены закрутили шланги на независимых АЗС.

news content

Независимые АЗС вновь призывают власти и регуляторов рынка обратить внимание на недобросовестную конкуренцию со стороны вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Ежегодно, осенью, когда российские НПЗ попеременно ограничивают переработку нефти в связи плановыми предзимними ремонтами, баланс между потреблением и производством смещается в сторону потребления. Дефицит восполняется накопленными перед выходом на ремонт запасами. Но и этих запасов хватает лишь обеспечить бесперебойную работу собственной сети АЗС. При этом независимые сети АЗС, временно отключаются от ресурсов нефтяных компаний по прямым договорам. Выход один – идти на биржу, но и биржа не спасает. На повышенном спросе день ото дня растут биржевые ценовые индикаторы и доходят до максимумов, при которых торговать бензином становится невыгодно. Невыгодно потому, что рост цен на АЗС сдерживают регуляторы рынка "в пределах годовой инфляции", а поведение цен оптового или мелкооптового звена им глубоко безразлично. В результате, образовавшийся диспаритет цен вынуждает владельцев независимых АЗС скручивать шланги до той поры, пока разница между ценой на стелле АЗС и мелкооптовой ценой (маржинальность розницы) не перешагнёт 10% рубеж. Ниже этой маржинальности доход от торговли товаром превышает затраты на содержание АЗС, разоряет её владельца.

Первые звонки о неблагополучии в независимой рознице пришли из Сибири, из Новосибирска и Иркутска. Как сообщает "Ъ", http://www.kommersant.ru/doc/2588637, в статье под названием «Сибирь глушит двигатели» губернаторы Иркутской и Новосибирской областей в конце прошлой недели обратились к "Роснефти" и "Газпром нефти" с просьбой увеличить поставки бензина независимым АЗС. Часть АЗС в Сибири остановила продажу бензина - сообщают губернаторы - поскольку не смогла закупить топливо. В частности, прекратила продажи "Крайснефть", которая владеет 47 АЗС в Иркутской области и занимает около 15% розничного рынка топлива в регионе.

Проблема диспропорции цен не только сибирская, но общероссийская. Такие же процессы протекают в других регионах РФ и в московском в том числе.

Для наглядности ниже приведены две диаграммы - одна Новосибирская, другая - Московская. На них изображены графики изменения биржевых региональных индексов, рассчитанных по данным реальных сделок с бензином Аи92 на бирже СПбМТСБ и соответствующие им средние цены на АЗС этих регионов по, представленные на сайтах ФАС (в Новосибирске) и Московской топливной ассоциации (в Москве).

Оптовые цены закрутили шланги на независимых АЗС.

Первое, что бросается в глаза, активный рост оптовых цен и несоразмерный с ним рост розничных. Так, с января по октябрь цены сделок с бензином Аи92 на бирже, приведённые к региональным базисам  прибавили более 30%, а розничные от 1% в Новосибирске до 10% в Москве. Благополучие на старте года с маржинальностью 26% в Москве и 36% в Новосибирске, уже к июлю- августу рассеялось до критической планки  для независимого бизнеса 10%, к настоящему дню установилось на уровнях 2% в Новосибирске и 6 % в Москве. Если же сделать поправку на затраты при переходе цены с крупнооптовой на мелкооптовую, включая доставку до АЗС, то реальная маржинальность ближе к нулю и даже отрицательная.

Оптовые цены закрутили шланги на независимых АЗС.

Не думаю, что руководством страны и регуляторами рынка поставлена цель выкорчевать независимую розницу, просто так сложился рынок. Экономисты называют его  олигопольным, как некую смесь олигархического и монопольного.  В девяностые годы, слабая власть не хотела, да и не могла стать рачительным и дальновидным хозяином. Отголоски тех лихих годов до сих пор всплывают  в делах следственного комитета. В результате сформированная новыми владельцами структура нефтепродуктообеспечения - кривая, косая, неправильная уже окостенела и никакой грим в виде биржи, ФАС не способен скрыть родовые черты отрасли.

В отношении независимой розничных сетей, власть не выработала позиции, по крайней мере, не озвучивала её. Власти остерегаются  прямо заявить – независимые розничные сети АЗС стране и потребителям не нужны, количество АЗС избыточно, мы не будем их поддерживать, но и не будем создавать искусственных препятствий, пусть выживают, как могут, а ВИНКи способны справится с обеспечением населения топливом без услуг независимых сетей.  В Москве, в крупных мегаполисах отмечается даже конкуренция между ними.  То есть, с одной стороны можно утверждать о недостатке бензина для независимых АЗС, а с другой  - об избытке АЗС.

Регуляторы рынка должны дать чёткий недвусмысленный сигнал, либо независимой рознице быть, либо не быть. Напомню, в стране по данным Российского топливного союза насчитывается около 21,5 тысяч АЗС. Из них 7,5 тысяч принадлежит вертикально интегрированным компаниям, 14 тысяч АЗС принадлежит независимому сектору. Около одного миллиона. Если допустить, что обслуживающий персонал составляет от 10 до 20 сотрудников на одну АЗС, то рабочих мест непосредственно в этой сфере где-то около 200 - 250 тысяч. А по данным самого РТС – около одного миллиона, если учитывать внешних контрагентов – строителей, дорожников, парк бензовозов.

Независимую розницу можно сохранить, если уравнять в правах ВИНКи и независимых. Для этого требуется  устранить недобросовестную конкуренцию, которая заключается в том, что нефтяной компании позволительно торговать на собственной сети АЗС с отрицательной доходностью, а независимые такой роскоши позволить себе не могут.

Известно, что нефтяная компания, управляющая ценовой политикой от скважины до пистолета, может сформировать прибыль на любом из этапов прохождения товара – в  крупном опте, мелком опте или в рознице. В нынешних реалиях ВИНКи формируют прибыль в крупном опте, а АЗС торгуют в минус. Когда цена в опте упадёт, а это с неизбежностью произойдёт в декабре-январе, центр прибыли из опта перекочует в розницу. Маневрируя внутренними ценами, ВИНКи в целом сохраняют прибыльность бизнеса. У независимых АЗС пространства для манёвра нет, центр прибыли один и единственный – это сама АЗС. Представляет интерес - подсказывают коллеги - рассмотреть вывести в биржевое окно не 10%, а все 100%, поступающего на внутренний рынок бензина. При таком подходе и ВИНКи, и независимые АЗС получат одинаковую биржевую справедливую оптовую цену.

Почему-то ни ФАС, ни Минэнерго проблемы ценовых ножниц не замечают, то есть негласно поддерживают существующую практику выдавливания независимых АЗС из розничного рынка. Если же ВИНКам административно установить минимальную норму рентабельности на АЗС по каждому из торгуемых товаров, например, не менее чем 10% и дополнить 100-процентным оборотом бензина через биржу, то таким приёмом можно было бы в некоторой степени создать равные условия ВИНКов с независимыми АЗС.

Другой путь – нарастить объёмы производства бензина. Можно за счёт строительства новых НПЗ, можно за счёт углубления переработки сырья. Строительство новых НПЗ удовольствие дорогое, да к тому же рискованное, не просматривается срок окупаемости, особенно в связи с предстоящим повышением пошлин на мазут.

Регуляторами совместно с ВИНКами принято стратегическое решение - модернизировать уже существующие мощности, сэкономив на инфраструктуре. Подписаны четырёхсторонние соглашения о модернизации в части повышения выхода бензиновых фракций. По отчётам процесс идёт, но позитивные результаты пока не ощущаются. Нефтяные компании знают, наращивание мощностей по производству бензина сопряжено с риском перепроизводства. Есть риск, что спрос на автомобильный бензин будет сокращаться. Моторостроители повышают экономичность двигателей. На смену ДВС приходят гибриды, расход бензина сокращается с 7-8 литров до 2-3 литров. Европейские НПЗ уже столкнулись с избыточностью мощностей по бензину. И наши  нефтяные компании пребывают в растерянности, прежде чем закапывать безумные средства в модернизацию НПЗ.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России