Шапка сайта
news list
25.09.2015

Российский рынок нефтепродуктов. Еженедельный обзор за 21 - 25 сентября 2015 г.

news content

Главная новость недели, которая возбудила всё нефтяное сообщество – это совещание Правительства с Президентом страны на тему бюджета 2016. Главным источником наполнения бюджета Президент назначил нефтяную отрасль, хотя в портфеле министра финансов лежали и остались пока без внимания предложения по «совершенствованию» пенсионных фондов.

По расчётам Минфина, нефтяные компании, несмотря на двукратное сокращение мировых цен на нефть, нарастили доходы за счёт ослабления рубля. Эту так называемую «инфляционную прибыль» Минфин предлагает изъять у нефтяников через повышение НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Не вдаваясь в подробности изъятия инфляционной прибыли, сообщу лишь, что через неё Минфин планирует пополнить бюджет 2016 года на 609 млрд. рублей.

Повышение только НДПИ означает повышение внутренних цен на нефть, что окончательно загубит НПЗ, на низкую рентабельность которых и без того жалуются нефтяники. Поэтому нужно адекватно повысить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в такой пропорции, чтобы нивелировать рост внутренних цен от повышения НДПИ. Короче, задача непростая, многофакторная. Её и будут решать чиновники до конца октября. И только потом мы сможем узнать конкретику и спрогнозировать движение биржевых индикаторов на нефтепродукты в 2016 году.

Картина для нефтяных компаний вырисовывается безрадостная, но не фатальная. Не разорятся и по миру не пойдут. Однако информационное давление на центр началось. Срочно направлено на имя Президента письмо, в котором излагается угроза снижения объемов добычи нефти более чем на 100 миллионов тонн за 2016-2018 годы, а выпадающие доходы от снижения добычи превысят 1,3 триллиона рублей.

Президент, полагаю, не отступит. Некуда. А такие письма уже летали в адрес центра при обсуждении налогового маневра. Если уж совсем выйдут из колеи, то, что ж, придётся менять руководителей в нефтяных компаниях, подотчётных государству. С рыночников на государственников.   

А теперь к текущим делам, к бирже.

Первое, что следует отметить как новость – это резкое снижение биржевых индексов на бензин. Картина прошлого года, когда индексы росли вплоть до середины ноября, в нынешнем сезоне не повторилась. Этому способствовали энергичные действия регуляторов рынка в части создания резервов перед началом сезонных ремонтов НПЗ, а также грамотный график ремонтов, сокращение продолжительности и глубины ремонтов. Достаточно напомнить, что в прошлом сезоне Московский НПЗ был остановлен на масштабный ремонт длительностью около двух месяцев (октябрь-ноябрь), что и послужило затянувшемуся процессу роста бензиновых индексов.

В нынешнем сезоне ни один из центральных НПЗ, несмотря на текущие ремонты отдельных установок, не создавал условий для роста индикаторов. Начиная с 27 августа, бензиновые индексы день ото дня только снижались. Возможны локальные отскоки, но магистральный путь движения бензиновых индексов обозначен сезонным снижением потребления.

25091.png

Дизельное топливо. В этом сегменте начался процесс перевода производства на выпуск межсезонных и зимних сортов топлива. К слову, два НПЗ – Салават НОС и Сургутский ЗСК производили зимнее топливо классов 4 и 5 всё лето для зимнего завоза на Чукотку, Якутию, Арктическое побережье.

7 сентября Ярославский НПЗ вывел на биржу межсезонный дизель сорта F, прекратив 23 сентября продажу летних сортов. Вслед за ним приступил к реализации сорта Е и Рязанский НПЗ. К нынешнему дню доля зимних и межсезонных сортов в структуре продаж дизеля до 28%, против 4% в летние месяцы.

Переход на новый вид топлива хороший повод приподнять стартовые цены. Обычно на старте торгов межсезонными сортами производители прикручивают к цене летнего сорта примерно 1000 р/тн, а далее ценами на бирже управляют рынок и прогнозы метеорологов. Тем не менее, существуют и общие закономерности движения цен в осенне-зимний период, хотя в каждом отдельно взятом регионе страны, в зависимости от климатической зоны, есть свои особенности. Их можно выявить, сопоставляя региональные биржевые индексы.

Ниже мы приводим закономерности в виде диаграмм изменений национальных индексов СПбМТСБ (средневзвешенные цены НПЗ) и объёмов торгов в период прошедшей зимы.  

DT.png

Как видим, первый, ещё не морозный месяц осени характеризуется ростом сделок и цен на межсезонные сорта. При этом летний дизель дешевеет, а зимний пока никак не реагирует на приближение зимы. Но уже октябрь и ноябрь характеризуются высокими темпами роста цен на зимний дизель, уже в ноябре и декабре наступает состояние, близкое к равновесию спрос-предложение, запасы зимнего сорта на оставшиеся дни зимы сделаны, а уж с января спрос сокращается, а цены резко снижаются. Межсезонные сорта востребованы рынком на двух коротких отрезках сентябрь- ноябрь, затем пауза до февраля.

На нынешнем этапе биржевые индексы на дизельное топливо имеют потенциал роста, примерно на 500 -1000 р/тн. Дело в том, что внутренние цены сравнялись с экспортными паритетными, а это схождение следует воспринимать как сигнал к росту. А вывод в торговую систему зимних сортов будет способствовать этому движению.      

Авиатопливо. Цены в середине сентября установили абсолютный максимум за всю историю СПбМТСБ – 34850 по национальному индексу. При этом, Владимирский индекс перевалил за 36700 р/тн. С одной стороны, столь высокие цены - показатель сокращения выпуска керосина в пользу дизеля, а с другой – результат налогового маневра, согласно которому, авиакомпании получают налоговый вычет 4600 рублей с каждой закупленной для полётов тонны авиакеросина. Чем не помощь производителям и авиаторам.

Мазут. В общем плане, пока нефтяные цены с апреля по июль держались выше 60 долларов за баррель и мазут держал цены от 9000 р/тн (по нац. индексу). Но как только нефть рухнула ниже 50 долларов, то и мазуту поплохело. В нынешней ситуации внутренние цены на мазут сбалансированы с паритетом и если нефть останется на уровнях 48-50 долларов, то и цены на мазут останутся в диапазоне 6500 – 6700 р/тн по национальному индексу.  В сентябре прошлого года сделки с мазутом активизировались, что можно было объяснить освоением муниципальных бюджетов третьего квартала на отопление городов и планами получить мазут до наступления морозов. В этом году такой активности не наблюдается. 

Что касается розничных цен, то по данным Московской топливной ассоциации бензин на московских АЗС подорожал к нынешнему дню, относительно начала года, на 1,60-1,78 р/литр. Или, в относительных цифрах, на 4,5-5,4%. Вдвое ниже официальной инфляции, которая за 8 месяцев составила 9,82%. В этом плане примечателен ответ И. Артемьева. На вопрос журналистов о росте розничных цен на следующий год глава ФАС ответил – «Ниже инфляции». Точка. 


Автор обзора: Виктор Костюков, Ведущий аналитик

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

 
 
terms

Подписываясь на рассылку новостей и аналитики от компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (ООО «АТИ», далее - Компания), вы соглашаетесь со следующими условиями:

  1. Вся информация, включая программное обеспечение, изображения, текст, видео- и аудиозаписи, и другие материалы, размещённые на веб-сайтах Компании и в рассылках аналитики и новостей, являются интеллектуальной собственностью Компании или авторов этих материалов. Копирование, демонстрация, распространение или другое использование данных материалов без разрешения Компании или их авторов является нарушением действующего законодательства. Поскольку сервис рассылки является абсолютно бесплатным, Компания не принимает претензий в отношении прекращения рассылки или ее временного отсутствия.
  2. Компания не гарантирует, что письма с аналитикой и новостями будут приходить на ваш адрес вовремя/вообще. Новости и аналитика отправляются всем подписчикам раз в рабочий день или реже.
  3. Из-за различных технических неурядиц между провайдерами до некоторых адресатов корреспонденция может идти часы или даже дни.
  4. Если на ваш почтовый адрес вдруг перестанет приходить рассылка от Компании, а на сайте Компании не будет вывешено никакой информации по этому поводу, попробуйте подписаться еще раз, на другой адрес.
  5. Компания оставляет за собой право помещать рекламные блоки в отсылаемые письма.
  6. Компания оставляет за собой право использовать базу адресов для рассылки рекламных объявлений, связанной с деятельностью Компании.
  7. Компания оставляет за собой право исключения из списка рассылки любого пользователя без объяснения причин.
  8. Вы имеете право отписаться от рассылки Компании в любое время.

 «Алгоритм Топливный Интегратор» - полный спектр услуг на бирже

  •   Брокерское обслуживание
  •   Агентирование логистики
  •   Инновационный Личный кабинет
  •   Отраслевая аналитика
  •   Доступ ко всем товарно-сырьевым биржам России